Тайвань того не стоит: Эстония пытается увернуться от интриг Литвы против Китая

Тайбэй, Тайвань

Пауль Томсон

Эстонии лучше постоять в сторонке и посмотреть, как Литва будет бороться с Китаем за демократию и свободу Тайваня.

Группа из десятка отважных, не убоявшихся мести Пекина прибалтийских парламентариев отправилась с визитом на остров Тайвань, где депутатам из Литвы, Эстонии и Латвии был оказан радушный прием и где было произнесено много речей о демократии и борьбе за свободу с "авторитарными режимами".

В отличие от литовцев, по непонятным причинам напрочь испортивших отношения с Китаем, эстонцы и латыши пока ведут себя осмотрительнее, но поездка их парламентариев на остров, вероятно, означает некие колебания и сомнения.

Немного смущает совпадение по времени визитов на остров прибалтийских парламентариев и делегации конгрессменов США. А также отсутствие информации относительно того, за чей счет отправились на Тайвань на восемь дней эстонские депутаты от Партии реформ Юри Яансон и Мадис Миллинг.

Встреча президента Тайваня Цай Инвэнь (справа) с депутатами из Эстонии, Латвии и Литвы, Тайбей, 29 ноября 2021 года
© AP Photo / Taiwan Presidential Office
Встреча президента Тайваня Цай Инвэнь (справа) с депутатами из Эстонии, Латвии и Литвы, Тайбей, 29 ноября 2021 года

Для участия в Открытом парламентском форуме на остров прибыли делегации из большого количества стран, но прибалтийские парламентарии, и, прежде всего, представители Литвы в наиболее полной мере вкусили плоды гостеприимства властей Тайваня. Которые считают Вильнюс первой европейской столицей, открывшей у себя тайваньское дипломатическое представительство. А Литву – героической, можно сказать, страной, не убоявшейся гнева и мести могучей Китайской народной республики. В общем, литовец и тайванец – братья навек.

В отличие от литовских коллег эстонские парламентарии статус "лучших друзей" не получили, но будучи на острове говорили о том, что по примеру литовцев тоже когда-нибудь в будущем откроют представительство и станут упорно, но осторожно трудиться над тем, чтобы "шаг за шагом" добиваться признания государственности Тайваня.

"Эстония следует общеевропейской политике признания "Одного Китая", которая говорит о существовании лишь одного суверенного государства и о том, что Тайвань это часть Китая", – осмотрительно пояснил Мадис Миллинг журналистам соотечественникам. – "Но это не значит, что мы не можем развивать все виды отношений с Тайванем".

Почему именно Литва вдруг взялась "воевать" с Китаем

Ни у одного из отправившихся на Тайвань прибалтийских парламентариев в предвыборных обещаниях избирателям, насколько известно, не говорится о том, что он, избранник, приложит максимум усилий, чтобы испортить отношения своей страны, а если получится, то и всего Евросоюза, с таким важным торгово-экономическим партнером как Китай.

Не обещали они избирателям костьми лечь, но во что бы то ни стало отстоять свободу и демократию на Тайване, у которого, кстати, имеется защитник и посерьезнее в лице Соединенных Штатов. Так что же подвигло прибалтов обеспокоиться судьбой тайванцев?

Вспышка интереса и даже любви к далекому острову, долгие десятилетия живущему в состоянии перманентного, переменной напряженности конфликта с Китаем, случилась в Литве, а вслед за ней и других странах Балтии, конечно, неслучайно. Как-то так совпав по времени с обострением отношений между Вашингтоном и Пекином, и вызвав, мягко говоря, веселое недоумение во многих странах Евросоюза.

Эстоноземельцам хотелось бы, вероятно, узнать, зачем их стране встревать в конфликт с Пекином по примеру Литвы и почему та вообще вдруг взялась "воевать" с Китаем. Интерес к феномену неприязни, вроде бы ни с того ни с сего возникший у крохотного по шкале значимости в международной политике Вильнюса к могучему и далекому Пекину, вполне понятен.

Литва клоунскими эскападами на внешнеполитической арене вполне способна принести вред своим соседям и всему Евросоюзу, в котором она вроде бы состоит, и который к конфронтации с Китаем, своим ключевым торгово-экономическим партнером, явно не стремится.

Но удовлетворить законное любопытство относительно причин такой вот особенности невесть откуда взявшихся взглядов Вильнюса нет никакой возможности. Никто не знает, короче говоря, какая муха укусила литовцев. А если кому эта тайна и ведома, то служебные инструкции запрещают ему об этом говорить.

Видна рука кукловода: в Китае сказали, по чьей указке действует Литва >>>

Знающие люди признают, да, говорят, маленькая и смелая Литва возглавила "поход" европейцев против "коммунистического Китая", но пожимают плечами на вопрос "но почему именно Литва?".

В качестве вариантов ответов наиболее пристально рассматриваются влияние Вашингтона и деньги, то есть те 600 миллионов долларов кредита, что Вильнюс получает в США. Пользуются популярностью версии слабых интеллектуальных способностей ряда министров правительства страны и любви отдельных литовцев к тайваньским курортами с горячими источниками и к производимым на острове микрочипам.

Поговаривают о якобы тайной беззаветной любви и преданности Вильнюса заветам захватившего остров в 1949 году генералиссимуса Чан Кайши и его партии Гоминьдан.

Версия о готовности нынешних литовских лидеров бороться за свободу и демократическое правление на острове просто ради самой идеи демократии тоже, конечно, звучит. Она следует сразу за теорией тайного членства отдельных литовских политиков в заговоре иллюминатов, рептилоидов и масонов, мечтающих о мировом господстве.

Пусть Литва борется против Китая без участия Эстонии

Евросоюз, в котором, как известно, состоят страны Балтии, в полной мере придерживается политики "Одного Китая", то есть принципа, подразумевающего признание существования на карте мира только одного китайского государства, несмотря на то, что по факту их пока имеется как бы два: Китайская Народная Республика и Китайская Республика (остров Тайвань).

Государства, признающие Китайскую Народную Республику, не признают Тайвань и наоборот. Признавая одно государство, государство разрывает дипломатические отношения с другим.

У Тайваня нет дипломатических представительств в странах Европы (не считая Ватикана), но он, как уже говорилось, называет открытое недавно по приглашению литовского правительства представительство в Вильнюсе де-факто первым посольством в странах Евросоюза.

Всем пример. Чего добиваются литовские депутаты на Тайване >>>

Литовское правительство на пике международного скандала, затеянного им по непонятным стороннему наблюдателю причинам, уверяло Пекин и всех, кому было интересно послушать, как литовцы станут выкручиваться, что появление представительства Тайваня не означает отказ от политики "Одного Китая", что это просто контора такая для бизнесменов, торговое представительство и ничего более.

Неискренность объяснений, которые в Вильнюсе, вероятно, сочли ловким дипломатическим ходом, очевидна хотя бы потому, что аналогичные офисы острова имеются во многих странах, но на их вывесках написано "Тайбэй", то есть название города, а не "Тайвань", что как бы снимает политическую остроту вопроса.

Не знать этого в литовском Министерстве иностранных дел, конечно, не могли. Как не могли не знать, что Пекин обязательно отреагирует на недружественный шаг, что он и сделал, понизив дипломатический статус Литвы. И надо думать, этим Китай не ограничится, так что литовским предприятиям следует забыть о планах наладить выгодный бизнес с китайскими партнерами. Нужна ли такая головная боль Эстонии?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме