Двое дерутся, третий – не лезь: Эстония ищет свое место в конфликте Польши и Евросоюза

© Sputnik / Алексей Витвицкий

Алексей Языков

Конфликт между Брюсселем и Варшавой, между идеей федеративной Европы и национальным суверенитетом, достиг наивысшей точки. Эстонии пора определиться, какой Евросоюз ей нужен.

Европарламент подает иск в Суд ЕС на Еврокомиссию, обвиняя ее в том, что та уклоняется от решительных мер наказания Польши за нарушение принципа главенства закона.

Законодательная власть альянса требует блокировать полагающиеся полякам средства антикризисного фонда ЕС, а исполнительная власть Евросоюза как бы колеблется и сомневается. И потому разбираться должна судебная власть альянса. А пока она будет этим заниматься, "бунтующая" Варшава денег не получит.

Пострашнее оружия массового поражения. Брюссель знает, как усмирить "бунт" Варшавы >>>

Старый добрый прием, неоднократно проверенный временем и позволяющий наказать строптивых, не применяя к ним в то же время формальных мер наказания. Спикер Европарламента Давид Сассоли направил своей юридической службе поручение подготовить иск в Суд Евросоюза против Еврокомиссии.

Исполнительную власть альянса парламентарии обвинили в том, что она не выполняет принятое в минувшем декабре постановление, которое позволяет Брюсселю приостанавливать выплаты из бюджета альянса государствам, нарушающим принцип верховенства закона.

"Государства ЕС, которые нарушают (принцип) верховенства закона, не должны получать средства ЕС. В прошлом году парламент упорно боролся за утверждение правового механизма, обеспечивающего это [выполнение этого условия]. Однако до сих пор Европейская комиссия неохотно его использовала", – заявил Давид Сассоли. – "Европейский Союз – это сообщество, построенное на принципах демократии и верховенства закона. Если они находятся под угрозой в одном из государств, ЕС должен принять меры для их защиты".

Если Еврокомиссия "одумается", поведет себя решительно и накажет наконец Польшу, иск Европарламента будет отозван.

Иными словами, после продолжающихся несколько лет дебатов, споров и обсуждений Европарламент принял давно ожидаемое решение заставить Еврокомиссию наказать Польшу и, возможно, Венгрию за отказ подчиняться общеевропейским законам и следовать общеевропейским принципам.

А заодно, передавая дело в высшую судебную инстанцию альянса, законодатели дают Брюсселю возможность на время судебного разбирательства продолжать блокировать финансирование экономик стран-"бунтарей".

Еврокомиссия и без давления со стороны Европарламента приостановила процесс одобрения национальных планов восстановления экономик после коронавирусного кризиса, что не позволяет Варшаве и Будапешту получить причитающиеся им миллиарды евро. Брюссель тянет время всеми имеющимися у него немногочисленными, но проверенными временем способами, такими, например, как долгая судебная тяжба, пытаясь заставить национальные столицы подчиниться под угрозой лишения денег. Ну или побудить наказуемые страны сменить правительства.

Европарламент требует атаковать, Еврокомиссия предпочитает оборону

Поводом к повышению градуса конфронтации с Варшавой стало недавнее решение Конституционного трибунала Польши, из которого следует, что страна не будет исполнять ряд ключевых положений общеевропейского права, поскольку они противоречат польским законам.

Варшава таким образом заявляет о выходе из общеевропейского правового пространства и о намерении не выполнять ранее подписанные страной соглашения Евросоюза. Что, несомненно, означает для альянса очень серьезный внутренний кризис. От реакции Брюсселя в какой-то мере зависит сейчас будущее альянса.

Польская заноза. Что сулит Европе выход Польши из ЕС >>>

Но и без этого прямого вызова центральной власти Евросоюза и удара по основе его существования – общеевропейскому законодательству - проблем в отношениях между Западной Европой с одной стороны, Польшей и Венгрией с другой стороны, накопилось более, чем достаточно.

Варшаве и Будапешту вменяется в вину, вместе и по отдельности, нарушение прав женщин и сексуальных меньшинств, принципа независимости средств массовой информации и, самое главное, применительно к Польше – принципа главенства права и принципа независимости судебной власти.

Многолетнее противостояние между центральной властью альянса и национальным правительством Польши, как полагают многие европейские обозреватели, вступило в завершающую фазу, и у Брюсселя просто нет иного выхода, кроме как максимально жестко ответить на вызов, способный в противном случае остановить процесс федерализации Евросоюза.

Так что обострение конфликтных отношений с правительством Польши, бросившей вызов общеевропейскому законодательству и власти Евросоюза как таковой, сейчас волнует Брюссель даже больше, чем кризис цен на энергоносители.

Возможности Еврокомиссии как исполнительной власти альянса принять меры против "бунтующей" Польши ограничены весьма туманно сформулированным положением о возможности приостановки выплат из кризисного фонда альянса в случае несоблюдения страной-получателем средств принципа главенства права, что как бы создает риск нецелевого использования общеевропейских денег.

Формально ничего больше этого Еврокомиссия предпринять не может. Решение о более суровой каре способен вынести только Европейский Совет, представляющий собой как бы высшее звено исполнительной власти и состоящий из глав государств и правительств стран альянса. Он вправе отлучить провинившееся государство от принятия решений, применив к ней Статью 7 Лиссабонского соглашения, заменяющего альянсу конституцию.

Именно к этому и призвали членов Совета депутаты Европарламента после конфликтных пленарных дебатов с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким. Большинство комментировавших эту встречу депутатов потребовали от глав государств и правительств "занять четкую политическую позицию в вопросе об уважении верховенства закона, придав импульс процедурам применения Статьи 7" против Польши и "других стран" альянса.

В ходе парламентских дебатов Моравецкий пикировался с президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, после чего та заявила, что "мы не можем и не будем позволять ставить под угрозу наши общие ценности", но воздержалась от более конкретных высказываний вопреки требованию депутатов начать активные "военные действия" против Польши.

Так ли уж близка и понятна Эстонии идея национал-консерватизма

Многолетний конфликт между Варшавой и западноевропейскими столицами на первый взгляд, казалось бы, не имеет прямого отношения к интересам, скажем, Эстонии. Ну хотя бы уже потому, что главным источником проблем во внутренних взаимоотношениях альянса считается правящая Польшей национал-консервативная партия "Право и справедливость", которая как бы отстаивает традиционные "европейские ценности": национальный суверенитет, католическую мораль и так далее.

То есть все то, что федерализация Европы, европейская идея автоматически отправляет в исторические музеи как отжившее и совершенно несоответствующее требованиям современной геополитической, глобальной экономической ситуации.

Брюссель рисует себе "светлое" будущее в эпоху мировых кризисов >>>

Поляки, образно говоря, держатся за родной злотый, не вступая в зону евро, за "панские вольности" и за ксендзов. Страна большая, народу в ней проживает много, есть на основании чего снимать фильмы и писать книги о славном историческом прошлом и о многовековой борьбе с традиционными врагами.

В Эстонии и других постсоветских "малых" государствах Евросоюза со слабой католической церковью националисты хоть и сильны, но у власти, даже если получают к ней доступ, долго продержаться все же не могут. Примером тому эстонская EKRE, рейтинг популярности которой у населения колеблется, по большому счету, в зависимости от того, насколько хорошо идут дела у Брюсселя и насколько он щедр в финансировании национальных проектов.

Иммиграционная политика, защита прав сексуальных меньшинств и массовая вакцинация рейтинг Брюсселя в глазах эстонских избирателей уронили, а без малого миллиард евро общеевропейского антикризисного фонда, "доставленный" лично президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен – подняли.

У принципиальных "евроскептиков" в Эстонии нет тех опор, что позволяют удерживаться у власти польским национал-консерваторам во главе с их лидерами из старых шляхетских семей. Им не хватает тех самых "традиционных ценностей", то есть исторической памяти об "уходящей в глубину веков" государственности и о "славных победах" над врагами. Не говоря уж о богобоязненности и религиозности – Эстония считается наименее "верующей" страной альянса.

Впрочем, это весьма субъективная и, несомненно, утрированная точка зрения. Однако факты таковы, что Эстония наряду с другими постсоветскими республиками легко и даже с облегчением отказалась от национальной денежной единицы в пользу евро, приняла все условия и требования Евросоюза, передав Брюсселю значительную часть своего суверенитета.

Почему бы Эстонии не вступить в ряды федералистов

"Ну и замечательно", – вправе сказать на это рядовой эстоноземелец. – "Мы приобрели больше, чем потеряли, и обеспечили детям приличное будущее в единой Европе. А также обезопасили себя от тех глупостей, что могла бы наворотить местная власть, останься Эстония совершенно независимой".

И все это верно (хотя статус нейтрального государства и неприсоединение к военным блокам могли бы дополнить череду принятых страной разумных решений). Но, очевидно, наступает момент окончательного "сражения" за идею единой Европы, и момент выбора стороны для "малых" государств, включая и Эстонию.

Стратегическая автономия Евросоюза с точки зрения пулемета "Максим" >>>

Польша и, в меньшей степени, Венгрия в какой-то мере олицетворяют центробежное движение, сопротивление дальнейшей федерализации Евросоюза во главе с "тяжеловесами" в лице Германии, Франции и Италии. У Брюсселя нет, пожалуй, иного выбора в ситуации с отказом Варшавы признать главенство общеевропейского права над национальным законодательством кроме как тем или иным способом заставить ее это сделать.

Или опять же тем или иным способом сменить власть в Варшаве, отстранив от власти национал-консерваторов. Именно в этом, кстати, нередко обвиняют Берлин и Париж представители польской партии "Право и справедливость".

Постоять в стороне и посмотреть, как Западная Европа усмиряет польских националистов (или же как те сокрушают "европейский проект", что менее вероятно) не получится.

Придется принять участие в этой схватке между европейской мечтой и национальным суверенитетом в традиционном его понимании.

Правительство Эстонии и ее ведущие политики за редким исключением не формулируют публично свое отношение к федерализации Евросоюза, не обозначают однозначно и свое отношение к "бунту" Польши, как этого требует Европарламент. Но момент, когда придется проголосовать "за" или "против" Польши, обязательно наступит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме