В четверг, 17 октября, Апелляционный суд Стокгольма завершил слушание по спору "Нафтогаза" и "Газпрома". Темой заседания стал вопрос о поставках газа на Украину, длившихся с 2014 года. Окончательное решение будет вынесено только 27 ноября.
Глава компании "Газпром" Алексей Миллер заявил, что главным условием продления транзитного договора с Киевом станет полный отказ НАКа от выигрыша в Стокгольмском суде.
Исполнительный директор "Нафтогаз" Юрий Витренко ответил оппоненту в своей привычной схеме – на странице в Facebook.
Витренко подчеркнул, что компенсацией за прекращение поставок на Украину может стать уже, как оказалось, планируемый иск:
"С другой стороны, хорошо, что я об этом начал говорить заранее, чтобы была возможность подготовиться. И хорошо, что 1 ноября мы вышлем "Газпрому" наши исковые требования на сумму более 11 млрд долларов, что может стать компенсацией за прекращение транзита", – добавил он.
Еще в 2014 году "Газпром" и "Нафтогаз" направили свои первые иски в Стокгольмский арбитраж. Тогда украинская компания требовала от российской стороны возмещения убытков за более низкую загрузку украинской газотранспортной системы. "Нафтогаз" ссылался на указанный в контракте транзит, зафиксированный на отметке 110 млрд кубометров. Свои "потери" Украина оценила в 16 млрд долларов.
"Газпром" опротестовал эти обвинения. По оценке компании, меньшая закачка не предусматривала введение санкций. "Газпром" указал на невыполнение "Нафтогазом" требования "бери и плати" за 2012–2017 год. Компенсацию компания оценила в 56 млрд долларов.
Решение Стокгольмского арбитража в 2018 году было представлено как "лояльное и компромиссное". На деле суммы требований были значительно урезаны, и с учетом взаимного расчета долгов должным остался "Газпром". Сумма финальных выплат "Нафтогазу" – 2,56 млрд.
9 октября начались новые слушания спора российской компании с украинским "Нафтогазом".
Представители украинской газовой компании объявили, что Россия сама выдвинула предложение о контракте по европейским правилам. А потому требуют долгосрочного контракта.
Тем не менее Алексей Миллер заявил, что "Газпром" был и ранее готов на заключение новой сделки, но исключительно на ограниченное время.