После этого у руководства СССР не осталось никаких иллюзий: западные державы намеревались столкнуть Берлин с Москвой. "Мюнхенский сговор" стал прологом Второй мировой войны.
После окончания Первой мировой войны статус-кво в Европе склонился в сторону союза двух великих держав – Великобритании и Франции. Экономически ослабленные, но политически сильные, они стремились закрепить свое влияние в Европе и не допустить усиления новой крупной державы – Советского Союза, который в силу его коммунистической идеологии считали угрозой.
Тем временем к власти в Германии пришла Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) во главе с Адольфом Гитлером. Премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен и президент Франции Эдуард Даладье стремились политическими и территориальными уступками за счет стран Центральной и Юго-Восточной Европы удовлетворить экспансионистские притязания Гитлера и итальянского вождя Бенито Муссолини, достичь "широкого" соглашения с ними и обеспечить тем самым собственную безопасность, подтолкнув будущую агрессию на восток.
Британский премьер Стэнли Болдуин, предшественник Чемберлена, говорил в 1936 году, что Великобритания "могла бы разгромить Германию с помощью России, но это, по-видимому, будет иметь своим результатом лишь большевизацию Германии". Поэтому он приветствовал желание Гитлера двигаться на восток: "Если бы в Европе дело дошло до драки, то я бы хотел, чтобы это была драка между большевиками и нацистами".
Тех же принципов придерживался и Чемберлен. "Для нас, разумеется, стало бы наилучшим исходом, если бы эти бешеные псы – Гитлер и Сталин – сцепились и разорвали друг друга", – говорил он. Франция же фактически соглашалась с Великобританией.
Политика "умиротворения" нацистской Германии достигла своего апогея в сентябре 1938 года на Мюнхенской конференции. По итогам встречи руководителей Франции и Великобритании с главами нацистской Германии и фашистской Италии было подписано соглашение о передаче Третьему рейху чехословацкой Судетской области. Это произошло без согласия Чехословакии. Ее представители даже не участвовали во встрече, а ждали ее результатов в соседней комнате.
"Мюнхенский сговор – случай политической ошибки стратегического уровня. В надежде умиротворить возродившийся Рейх и Гитлера, а также сохранить баланс в Европе, лидеры Британии и Франции ускорили нападение и осложнили своим странам предстоящую войну. Присоединение Судет стало решающим шагом на пути к окончательной ликвидации государства Чехословакия, последовавшей в марте 1939 года, когда Германия захватила всю территорию страны", – считает военный историк Валентин Сидоров.
В августе после безуспешных переговоров с Лондоном и Парижем Москва согласилась заключить с Берлином договор о ненападении, получивший название "Пакт Молотова-Риббентропа". К тому моменту Третий Рейх уже готовился напасть на Польшу, а затем и на западные страны – прежде всего, Францию и Великобританию. Так, Гитлер лишь стремился обезопасить свой восточный фланг, а Сталин – оттянуть войну с Германией.
"Советско-германский пакт 1939 года стал ответом на Мюнхенский сговор. Если бы не было Мюнхена, не было бы и советско-германского договора о ненападении", – уверен председатель попечительского совета Российского военно-исторического общества (РВИО) Сергей Иванов.