Основная причина конфликта вокруг договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанного еще Горбачевым и Рейганом, является то, что этот договор банально устарел. С 1987 года много времени прошло. Так как большинство эстонских «аналитиков» по-русски читают уже с трудом, а английский язык еще не выучили, прочитать сам текст договора, доступный на сайте ООН они не в состоянии.
Впрочем, даже беглого взгляда на открытый pdf-файл хватило бы для того, чтобы попытаться задуматься — этот договор еще на печатной машинке напечатан. Мир полностью изменился и я сейчас не о том, что в 1987 году мало кто предполагал, что скоро Союз Нерушимый Республик Свободных разлетится на осколки уже в ближайшую пятилетку.
К слову, когда произносят набившую оскомину фразу «Россия — правопреемник СССР» забывают добавить, что речь идет о подписанных Советским Союзам международных договорах. И, собственно, все. Ответственность за другие действия СССР Российская Федерация никогда на себя не брала. Следует также учесть, что советское руководство, как и любое руководство, состоящее из вменяемых людей, понимало, что незыблемых и вечных договоров не существует.
Собственно говоря, после того, как военно-политическая ситуация на глобусе кардинальным образом изменилась, договор о РСМД уже надо было пересматривать, так как заключался он в условиях существования Варшавского блока. Да и список стран НАТО был несколько другой. Но ладно, неважно, забудем про расширение НАТО на восток и прочее. Обсудим исключительно техническую компоненту.
Договор об РСМД подразумевал сокращение ракет малой и средней давности наземного базирования. Причем, если прочитать договор целиком, то внезапно обнаруживается, что названы конкретные подлежащие уничтожению типы ракет. «Бессрочность» же договора полностью обесценивается вот этим вот дополнением: «…Каждая из Сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из настоящего Договора, если она решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. Она уведомляет другую Сторону о принятом ею решении выйти из настоящего Договора за шесть месяцев до выхода. В таком уведомлении содержится заявление об исключительных обстоятельствах, которые уведомляющая Сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы…»
Таких исключительных обстоятельств с 1987 года было столько, что все сразу и не сосчитаешь, не так ли? Но до тех пор, пока «исключительные обстоятельства» касались только военно-политической компоненты, договор худо-бедно, но жил. Но прогресс не стоит на месте. Теперь можно создавать системы двойного назначения, то есть, под формальное определение ПВО могут попадать установки, способные поражать и наземные цели. Теперь существует класс ударных беспилотников, способных нести ракетное вооружение. По мнению США и сателлитов, беспилотники не попадают под ограничения договора о РСМД. Проблема только в одном — когда этот договор заключался, про современные ударные беспилотники никто и не слышал.
В итоге договор, ставший рудиментом холодной войны, используется исключительно в политических целях. Выйдет ли из него Россия? Выйдет ли из него США? Или же оба государства будут искать лазейки в подписанной 30 лет назад «бумажке», делая вид, что они-то «честнее честного» поступают, а вот посмотрите на этих… Одно ясно — пристрастная позиция эстонского руководства, восторженно закатывающего глаза при упоминании совеременных беспилотников, но при этом яростно клеймящего «Искандеры» явно останется неизменно антироссийской.