Брюссель хочет согласия на введение общесоюзных налогов и, по сути, рост зависимости от более состоятельных государств альянса. Избиратели националистов, конечно, тоже от денег не откажутся, но страхи пандемии скоро забудутся и люди неизбежно припомнят своим лидерам факт "попрания принципов". Национальную идею Эстонии ожидает неизбежный кризис.
В ближайшие месяцы Эстония вместе с другими странами Евросоюза будет крайне озабочена дележом денег. Альянсу предстоит договориться о распределении средств, предназначенных для преодоления последствий пандемии, о бюджете предстоящей семилетки и о фонде "озеленения экономик". В общей сложности все это "тянет" примерно на два триллиона евро. Хотя раздача денег, как правило, вызывает у участников такого действа положительные эмоции, конфликтов, как внешних, так и внутренних, избежать не удастся.
Деньги на восстановление потрепанных пандемией коронавируса экономик Евросоюза станут делить в первую очередь. Причем как можно скорее. Планируется взять в долг и сформировать специальный фонд в размере 750 миллиардов евро, а затем распределить его между национальными столицами в виде ссуд и льготных кредитов. Бедным – больше ссуд, богатым – кредитов. Пять стран ЕС: Австрия, Дания, Нидерланды, Швеция и отчасти Финляндия – пока выступают против предлагаемой программы в нынешнем ее виде, считая рост своих отчислений в общесоюзные фонды слишком большим.
Авторитет Берлина и деньги ЕС творят чудеса
В первых числах июля президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, как сообщила ее пресс-служба, объявила о созыве на 8 июля "малого саммита" ЕС, который, как она полагает, подтолкнет утверждение программы финансирования восстановления экономики альянса, потрепанной пандемией коронавируса.
"Потребуется проявить сильное политическое лидерство, чтобы как можно скорее довести эту работу до успешного завершения", – заявила фон дер Ляйен, явно подразумевая под сильным лидером канцлера Германии Ангелу Меркель. Берлин с 1 июля занял кресло временного председателя Совета альянса, и многие в Европе считают, что немцам удастся сделать все то, с чем не справились их предшественники.
Участники "малого саммита": спикер Европарламента Давид Сассоли, председатель Совета ЕС Шарль Мишель и сама фон дер Ляйен – встретятся с Меркель вживую, чтобы накануне "большого саммита", назначенного на 17 июля, договориться о компромиссах и сверить планы с Берлином и Парижем. Благо, накануне канцлер виделась с президентом Франции Эммануэлем Макроном и свои позиции они, несомненно, согласовали.
Ранее Европейская комиссия выступила с предложением создать фонд в размере 750 миллиардов евро для перезапуска экономики, пострадавшей от коронавирусного кризиса. Большую часть, 500 миллиардов, предлагается выделить наиболее пострадавшим от пандемии странам в качестве безвозмездных ссуд, оставшиеся 250 миллиардов – распределить как льготные кредиты.
Разговоры о независимости быстро стихли
Ни Эстония, ни другие страны Балтии на деле с самого начала не возражали против планов учреждения общесоюзной ответственности по кредитам при обсуждении вариантов оказания финансовой помощи страдающим от пандемии национальным экономикам. Прозвучали, правда, высказывания всяческие об "утере еще одной частицы независимости", "дополнительном долговом бремени", и барабаны националистов громко отбили дробь "мы бедные, но гордые". Но продолжалось все это недолго. Коалиционные партнеры правящей в стране Центристской партии – партия "Отечество" (Isamaa) и Консервативная народная партия (EKRE) – как-то очень быстро замолчали.
А на уровне Евросоюза прибалты, когда надо, образно говоря, улыбались и приветственно махали. Никаких возражений против поддержанных Еврокомиссией немецко-французских идей кредитования и субсидирования пораженных коронавирусом экономик Таллин официально не высказывал.
"Правительство готово договориться о разовом, исключительном и четко ограниченном по времени кредите для финансирования программы перезапуска европейской экономики", – заявил премьер Эстонии Юри Ратас.
"Бедным, но гордым" тоже нужны деньги
Что-то еще говорилось о том, что "страна не намерена гарантировать финансовые обязательства других государств и не поддерживает идею погашать долги за счет каких-то новых общеевропейских налогов". Речь идет о том, что Брюссель, Берлин и Париж предлагают погашать взятые кредиты за счет некоего подобия общеевропейских налогов. Но, надо думать, и эти как бы "условия и оговорки" Таллина будут скоро забыты.
Еще бы Эстонии отказываться и возражать: по общим прикидкам, Таллин может получить более трех миллиардов евро, а вернуть ему надо будет лишь немногим более одного миллиарда и в течение нескольких десятилетий. Эти цифры еще могут слегка измениться (Брюссель ищет компромиссы в переговорах с критиками идеи безвозмездной помощи менее богатым странам ЕС), но в любом случае суммы вспомоществования составят примерно четверть годового бюджета страны.
Тем временем, как сообщает национальный департамент статистики, промышленное производство Эстонии сократилось в целом на 18% (по данным на май), а в некоторых отраслях – без малого наполовину, экспорт и импорт упали почти на 20%, туристический и гостиничный бизнес фактически при смерти, количество безработных растет и оценивается сейчас примерно в 50 тысяч человек. Наметившееся восстановление "предкоронавирусных" позиций будет медленным и долгим. Для слабой и чрезвычайно зависимой от рынка Евросоюза экономики маленькой страны эти трагические изменения означают, образно говоря, тяжкую болезнь, интенсивную терапию и потребность в повышенных дозах спасительных финансовых инъекций.
В ожидании ударной волны кризиса
А потому Таллин, готовясь принять "ударную волну" экономического спада и резкого сокращения налоговых поступлений, готов взять все, что ему предложит Брюссель. Без возражений и условий. А также "добрать" недостающие средства в других источниках: кредитами, государственными облигациями. Благо, деньги сейчас дешевы, кредиты благодаря отрицательной ставке Европейского центрального банка выгодны. Фактически получаешь на счет больше, чем "заказывал".
Но долги, как это ни отвратительно, надо тем или иным способом возвращать. В том числе и как бы безвозвратные ссуды "коронавирусного фонда" ЕС.
Например, придется стать еще более покладистыми при решении спорных вопросов в Брюсселе и согласиться со всем тем, что премьер-министр Юри Ратас перечислил как неприемлемые условия возврата кредитов.
То есть, в том числе, придется согласиться и с учреждением для этой цели новых наднациональных общеевропейских налогов, которые многие в Европе считают очередным шагом к федерализации Евросоюза и к утере национальных суверенитетов. Что прямо противоречит идеям состоящих в правящей коалиции Эстонии националистов. Но крайне сомнительно, что те "пойдут на принцип". В палатах интенсивной терапии даже самые скандальные пациенты обычно помалкивают. Жаловаться на врачей они начинают только после выздоровления.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.