Ошибка легких решений. В выходе из кризиса Эстония нащупывает "свой путь"

Евро

Федор Гусев

Появившиеся в начале кризиса робкие надежды на то, что после победы над вирусом мы будем жить "по-новому", сталкиваются с упорным нежеланием политиков выходить за рамки привычных схем. Удастся ли сломать эту тенденцию?

В связи с относительной стабилизацией статистики коронавирусного заражения в Эстонии власти страны начали задумываться о возможных путях выхода из режима чрезвычайного положения, а также решения экономических проблем, вызванных эпидемией. Однако уже первые предложения руководства республики вызвали у многих недоумение.

Несмотря на рост количества проведенных тестов, число выявленных новых заражений коронавирусом уже около недели колеблется в Эстонии в пределах ста человек, в некоторые дни опускаясь всего до нескольких десятков. 

"Если нам удастся снизить коэффициент заражения до менее одного процента, то болезнь потихоньку утихнет. Хотелось бы надеяться, что самый большой страх начнет утихать. Уже есть знаки, что кривая заболеваемости не так высока, мы движемся вдоль низкой кривой", – сообщил в интервью телеканалу ETV главврач Северо-Эстонской региональной больницы Пеэп Тальвинг.

Закрытое кафе на пустующей улице Таллина
© Sputnik / Олег Ласточкин
Закрытое кафе на пустующей улице Таллина

В связи с этим все очевиднее становится приближение дня, когда введенные в связи с чрезвычайным положением ограничения придется снимать, а разрушенную из-за них экономику каким-то образом восстанавливать. И тут из уст эстонских политиков начинают звучать удивительные вещи.

Вас ждет деревня!

"Конечно, сегодняшнюю нехватку рабочей силы в аграрном секторе можно частично решить за счет эстоноземельцев, которые полностью или временно потеряли работу. Я призываю всех этих людей обратить свой взор на село и при возможности прийти земледельцам на помощь", – заявила на встрече с руководителями Сельскохозяйственной торговой палаты президент Эстонии Керсти Кальюлайд.   

Наверное, с позиции высокооплачиваемого высшего государственного чиновника такой подход кажется логичным. Какая разница, работает человек за "минималку" продавцом в городе или же отправится собирать клубнику в поля?

Однако на самом деле данное предложение лишь показывает нежелание президента разбираться в истинных проблемах "маленького человека". 

Легко сказать – отправляйтесь в деревню, там вам, возможно, что-то заплатят! Гораздо сложнее понять, что и по здоровью сельхозработы далеко не каждый потянет, да и в бытовом плане это осуществимо лишь для единиц. Наверное, кто-то способен на время сезонных работ уехать из семьи и жить пару месяцев в хуторском сарае, но можно ли это считать выходом для значительного числа людей? Интересно, сама Керсти Кальюлайд готова была бы всерьез рассмотреть для себя такую альтернативу, если бы у нее с работой сложилось не так хорошо, как сейчас? 

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд подписывает назначения на должности нового правительства
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд подписывает назначения на должности нового правительства

Своя рубашка душу греет  

Не меньшее удивление вызывает предложение Министерства экономики и коммуникаций увеличить после кризиса финансирование национальной авиакомпании Nordica. Как сказал в интервью Эстонскому телевидению вице-канцлер Министерства Ахти Кунингас, государство имеет возможность использовать Nordica для открытия воздушного сообщения на важных маршрутах, поскольку восстановление перелетов "очень важно для выхода из кризиса".

Вспоминая о миллионах, уже вложенных государством сначала в обанкротившуюся авиакомпанию Estonian Air, а затем и в Nordica, которые не принесли стране особой пользы, а лишь заставили говорить о полукоррупционных схемах, возникает резонный вопрос: руководство Эстонии точно хочет способствовать выходу страны из кризиса или же решило "под шумок" снова провернуть какие-то не слишком прозрачные дела в рамках привычных бизнес-схем?

На фоне этого все больше вопросов возникает у простых людей к высшим чиновникам и парламентариям, не пожелавшим (за редким исключением) в трудное для страны время пожертвовать даже частью своих немалых окладов ради того, чтобы оставшимся без работы другим жителям страны было хоть чуть-чуть легче.

Разговоры о том, что это невозможно было сделать из-за действующего законодательства, – от лукавого. В режиме ЧП при желании можно изменить любой закон. Решило же правительство приостановить выплаты во вторую пенсионную ступень. Но своя рубашка оказалась ближе к телу. 

Привычная колея

Очевидно, что выход из режима ЧП будет в Эстонии постепенным. Чем раньше он начнется, там меньше причинит вреда экономике и достатку людей. Некоторые эксперты прогнозируют к осени около 100 000 безработных. Вероятно, если выход из кризиса затянется, то без работы может остаться гораздо больше, особенно если учесть, что большинство прямо или косвенно связанных с весьма важными для Эстонии туристической и транспортной сферами предприятий в любом случае не смогут восстановиться в полном объеме до того момента, пока границы не откроют без дополнительных ограничений все соседние страны.

Логично предположить, что при внутренней отмене карантина и границах "на замке" оживится местный туризм, но из-за падения покупательской способности населения его доходность будет несопоставима с прежней прибылью от иностранных туристов.

А ведь потребуются еще немалые ресурсы на новый запуск всей индустрии.    

Можно не сомневаться, что Эстония в основных моментах выхода из кризиса будет ориентироваться на решения, принимаемые в соседних странах – это происходило и во время введения режима ЧП. Но все-таки отличия будут, и продиктует их складывающаяся политическая конъюнктура.

Появившиеся в начале кризиса робкие надежды на то, что после победы над вирусом мы будем жить "по-новому", сталкиваются с упорным нежеланием политиков выходить за рамки привычных схем. Удастся ли сломать эту тенденцию, либо упомянутые схемы просто "встроят" в текущие условия, жители страны увидят уже очень скоро.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.  

Ссылки по теме