9 декабря прошла встреча в "нормандском" формате. В Париже, помимо важнейших вопросов решения военного конфликта на Украине, Россией и Киевом была затронута принципиальная проблема заключения нового газового соглашения.
Формат переговоров
О встрече президента РФ Владимира Путина с украинским коллегой Владимиром Зеленским стало известно уже в день проведения основных четырехсторонних переговоров.
Однако, что тема газа будет поднята, стало ясно из списков делегаций. В Париж со стороны Украины прибыли министр энергетики Алексей Оржель и исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко. Со стороны России присутствовали глава "Газпрома" Алексей Миллер и министр энергетики РФ Александр Новак.
Позиция Киева
Представляющий "Нафтогаз" Юрий Витренко назвал прошедшие переговоры конструктивными. Тем не менее о конкретных результатах менеджер компании не оповестил.
"Был конструктивный разговор. Мы изложили свои позиции… включая вопросы газа. Договорились продолжать договариваться", – заметил он.
Кроме того, Витренко опроверг "откат" требований "Нафтогаза":
"Мы ничего не обнуляем. Наоборот, мы аргументировано объяснили, почему наша позиция по необходимости выполнения арбитражей действительно законна и почему решения арбитражей окончательны и обязательны для выполнения", – сказал он.
Позиция Витренко по неясной причине не сошлась с мнением его президента. Владимир Зеленский посчитал, что переговоры сдвинулись с мертвой точки и "разблокировали" проблему транзита:
"На двусторонней встрече с президентом Российской Федерации мы говорили об этом (о транзите газа – прим. Baltnews)… Мне кажется, что этот вопрос мы разблокировали. И уже на уровне советников сейчас будет обсуждаться возможность, формат, объем, цена и другие детали договора про транзит газа, потому что это очень важно для всех", – сказал Зеленский на итоговой пресс-конференции лидеров "нормандской четверки", отметив высокую вероятность продления контракта.
"Мы действительно уделили большое количество времени нашей встречи тет-а-тет именно этому вопросу… Я уверен, но я не могу что-то говорить, еще нет договора, но я уверен, что у нас больше шансов его подписать по лучшим условиям, чем до этого обсуждали наши представители, когда были очень сложные встречи.
Они были принципиально без ответов. Уже никто не говорит о контракте на один год, это сняли с обсуждения… Я настаивал на наиболее выгодных, амбициозных условиях для Украины и Европы, это на десять лет", – резюмировал президент Украины.
Принципиальным стало решение по компенсациям Стокгольмского арбитража. Как сказал Зеленский, сумму, поднятую в споре "Газпрома" и "Нафтогаза", удалось снять:
"Мне кажется, мы в принципе сняли вопрос относительно 3 миллиардов, которые мы выиграли. Наша позиция простая: мы готовы взять газом. Это компромисс, на который мы готовы идти", – пояснил он.
Позиция Москвы
Свой ответ на пресс-конференции Путин начал с фразы известного детского стихотворения: "А у нас в квартире газ, а у вас?".
"И у вас есть. И будет. Но может быть гораздо дешевле, если мы договоримся о совместной честной работе. Может быть дешевле на 25 процентов, чем сегодня получает конечный потребитель, прежде всего промышленный потребитель, потому что цена газа для бытового потребителя, для граждан, дотируется, мы не можем высчитывать цену от дотируемой цены", – заключил Путин.