В ходе визитов официальных лиц обсуждаются вопросы информационных технологий, энергетики и туризма, но что из этого воплотится в жизнь, а какие темы так и останутся на бумаге?
Новый император Японии Нарухито официально взошел на престол. На коронации монарха в "Сосновом зале" императорского дворца присутствовали делегаты из более чем 180 стран. Торжественные мероприятия посетили и президенты балтийских стран. Кроме участия в формальной церемонии, они встретились с руководством и деловыми кругами страны. Тем более что представителям Эстонии, Латвии и Латвии было что обсудить в плане сотрудничества и развития партнерства с официальными лицами Токио.
Цифровой оптимизм
В ходе визита президент Эстонии Керсти Кальюлайд встретилась с премьер-министром Синдзо Абэ и японскими бизнесменами. Это стало логичным шагом на пути укрепления связей между государствами как на политическом уровне, так и в сфере экономики – тем более, что за последние годы Эстония и Япония заметно увеличили количество политических контактов. Так, в январе 2018 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил Таллин – впервые в истории двух стран.
Эстонские и японские деловые круги сегодня тоже настроены оптимистично: как заявил советник президента Эстонии по внешней политике Лаури Куузинг, "двусторонний внешнеторговый оборот растет из года в год, а японцы открыли для себя Эстонию как туристический объект".
Токио и Таллин много говорят о сотрудничестве в области киберобороны: еще в сентябре прошлого года министр обороны Эстонии Юри Луйк активно предлагал японской стороне сотрудничество в этой сфере.
"Взгляд Эстонии и Японии на безопасность схож, поскольку несмотря на удаленность двух стран друг от друга, наши проблемы также схожи", – тогда отметил эстонский министр. Осенью 2017 года Япония представила ходатайство о присоединении к работе Центра по киберзащите НАТО в Таллине и сегодня процесс интеграции продолжается.
Другим приоритетом сотрудничества стран должен стать эстонский опыт электронного государства: обе страны уже давно и активно развивают цифровые технологии. Однако если межгосударственное взаимодействие крепнет, то на уровне частного сектора оно еще достаточно слабо.
Ориентация эстонского IT-сектора на местный рынок и невеликий экспорт заставляют говорить скорее о теоретических интересах Таллина. Впрочем, может быть, что в будущем основу экспорта Эстонии в Японию будут составлять уже не только молочные и рыбные продукты.
Культурное притяжение
Президент Латвии Эгилс Левитс также провел встречи с японским премьером, с председателем группы парламентского сотрудничества Японии и Латвии Хирофуми Накасонэ, а затем увиделся с представителями японской латышской общины.
"В культурах Латвии и Японии есть взаимная сила притяжения и симпатии, и это формирует силу наших отношений", – признал латвийский президент.
Надо заметить, что эта сила притяжения сегодня более формируется декларируемыми общими культурными ценностями и политическими заявлениями, нежели экономическим взаимодействием.
Да, в прошлом году Синдзо Абэ в ходе своего визита в Латвию заявлял, что "Рига – это ворота к рынкам Евразии и России, у Латвии есть большой экономический потенциал", однако вряд ли он сегодня полностью раскрыт.
Впрочем, стороны обсудили возможности сотрудничества в таких отраслях, как транспорт и логистика, IT и фармацевтика.
Действительно, официальные лица Латвии уже долгое время хотят заинтересовать Токио портовой, железнодорожной и транзитной инфраструктурой страны. Но пока сотрудничество в основном ограничивается сектором деревообработки и отраслями пищевой и химической промышленности. Тем не менее в ходе встречи был поднят вопрос об активизации культурного обмена и туризма. Возможно, именно это и станет основным акцентом диалога Риги и Токио в ближайшее время.
Все об одном
На торжественном восхождении на престол императора Японии присутствовал и президент Литвы Гитанас Науседа. Кроме официальной церемонии, он провел встречи со спикером палаты представителей Тадамори Осимой и руководителями крупнейших японских корпораций, планирующих инвестиции в Литву.
Литовского президента более интересовали внутренние вопросы: он обсудил с премьером Японии ядерную безопасность, рассказав про "небезопасную" Островецкую АЭС. Кроме того, во время двустороннего бизнес-форума в Токио Литва и Япония подписали меморандум о сотрудничестве в области энергетики, который предусматривает содействие энергетической безопасности, а также дальнейшее сотрудничество в области торговли СПГ и возобновляемой энергии.
Вряд ли этот меморандум станет реальным проектом, особенно учитывая негативный опыт стран по сотрудничеству над проектом Висагинской АЭС. Он явно носит декларативный характер, как и слова Науседы о том, что Литва может стать "мостом" между Евросоюзом и японскими компаниями, которые работают в области финансовых технологий и инноваций.
Сложно сказать, что в ходе встреч официальные лица балтийских государств запланировали реальные шаги по улучшению взаимодействия стран. Отношения Таллина, Риги и Вильнюса с Токио можно назвать стабильными, но в силу географии развитие политических связей явно затруднено, а в плане торговли они точно не являются стратегическими партнерами, хотя возможности для развития экономического сотрудничества у сторон имеются.
Для Эстонии, Латвии и Литвы это стало удобной возможностью напомнить о себе и громко заявить о приоритетах и интересах своих государств, тем более что вряд ли кто-то ждал революции в деле укрепления партнерских связей с Японией через эти визиты.
Для Японии же важна любая информация ради поддержания позитивного имиджа страны. Не зря ведь с императором Нарухито в Стране восходящего солнца началась новая имперская эра, "эра Рейва", чье название означает "красота и гармония".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.