"Как будто Украина закрыта на карантин". В Эстонии будут "чипировать" заробитчан

Каски

Илья Круглей

Вопрос мигрантов в странах Балтии стоит не так остро, как в Западной Европе. Однако в Эстонии решили, что увеличения стоимости визы недостаточно и нужно "чипировать" каждого украинского гастарбайтера. Поможет ли это экономике страны?

В последние месяцы тема украинских трудовых мигрантов в Прибалтике стала все чаще обсуждаться, особенно это видно на примере Эстонии. Чего стоят одни только заявления главы МВД Эстонии и лидера Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Марта Хельме, который постоянно требовал усилить преграды для украинских гастарбайтеров.

"Если посмотреть, то ходатайствующих об убежище прибывает к нам больше всего не с Ближнего Востока или Африки, а с Украины. На втором месте – Грузия, затем – Молдавия и только потом – Афганистан и подобные страны", – говорил он.

Что ж, похоже, Март Хельме начинает добиваться своего.

Каждому украинцу по специальному чипу!

Еще в конце сентября этого года эстонское правительство решило отменить собственное решение (принятое в далеком 2009-м) об освобождении граждан Украины от уплаты пошлины за выдачу долгосрочной визы. В МИДе прибалтийской республики оправдали подобный шаг тем, что практически 90% украинцев пользуются ей, чтобы трудоустроиться.

Тут следует уточнить, что виза типа D, которая выдается Эстонией на срок от 90 дней до 12 месяцев, позволяет де-факто проходить в прибалтийской стране длительное лечение, обучение, трудоустраиваться и много чего еще. Стоила такая виза 80 евро.

Теперь же с начала следующего года стоимость увеличится до 100 евро. Разумеется, для туристических целей никакой визы не нужно, но это мало что дает. Отдыхать в Эстонии на украинскую зарплату сильно не получится, туда логичнее ездить на заработки, что большинство приезжих и делает.

Но в МВД этой страны уверены, что меры по увеличению стоимости визы для украинцев недостаточно. Нужно что-то более жесткое.

И, кстати, не стоит думать, что чиновники или силовики в прибалтийской республике такие вот кровожадные, что не дают бедным украинцам заработать себе на хлеб. Ситуация, когда на рынке труда процессы становятся абсолютно неконтролируемыми, ни к чему хорошему не приведет. Другой вопрос, что и подходить к этой проблеме надо комплексно, а не "рубить с плеча".

Во многих СМИ стран Балтии все чаще говорят о том, что в регион прибывает все больше украинских гастарбайтеров. Что хуже всего, инициатором такого "притока" становятся сами же латвийские, эстонские и литовские бизнесмены, которые де-факто обманывают свои государства. Они нанимают украинцев из компаний, которые зарегистрированы в Польше. В Эстонии, например, из-за этого бюджет не получил примерно 14 млн евро.

Возможно, поэтому представители эстонского Союза строительных предприятий предложили использовать опыт других стран и "чипировать" украинских гастарбайтеров. Сразу вспомнили Финляндию, которая практикует подобную меру контроля за трудовыми мигрантами.

Сразу оговорюсь, маленький механизм слежения не вшивают под кожу несчастному рабочему, как в каком-нибудь фильме про мрачное будущее в стиле киберпанка. Просто людям выдаются специальные идентификационные карты, благодаря которым правительство и различные силовые структуры, если такая необходимость возникнет, смогут быстро "прогнать по базам" конкретного человека.

Население Эстонии нервничает?

Разумеется, ситуация с мигрантами в прибалтийской республике – это не засилье выходцев из Африки и Ближнего Востока в Германии или Великобритании. Более того, Таллину вообще-то лишние рабочие руки не помешают. Сами ведь эстонцы предпочитают уезжать на заработки в Западную Европу. А кто-то должен мыть посуду и работать на фермах.

Украинцы, как считает политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, идеально подходят на эту роль.

"В Прибалтике большая проблема с трудовыми ресурсами. Она, можно сказать, одна из важнейших. Очень многие трудоспособные граждане Эстонии, Литвы и Латвии уезжают в государства Западной Европы, поскольку нет никаких юридических преград, прибалты – граждане ЕС. Более того, большая часть из них отлично знает английский.

Понятно, что такой "исход" нужно кем-то компенсировать. Граждане РФ на эту роль не годятся. Слишком уж сильна русофобия в странах Балтии. Если приехать туда на неделю в качестве туриста, то это, может быть, не так заметно. А вот если там жить и работать – это уже совсем другое дело.

Кто еще из соседних стран может сыграть роль поставщика трудовых ресурсов? Очевидно, что только Украина. Тем более экономическая ситуация там явно неудовлетворительная. К тому же нет языкового барьера.

Эстонцы и украинцы, в большинстве своем, знают русский, а это значительно упрощает взаимодействие на рынке труда", – считает эксперт.

Политолог также отметил, что глава эстонского МВД не стал бы так усердно эксплуатировать тему украинских гастарбайтеров, если бы не знал все нюансы проблемы, не понимал бы ее масштабы и рефлексию социума.

"Март Хельме ведь будет участвовать в выборах. Не просто же так он постоянно говорит о мигрантах, он понимает, что его рассуждения об украинских гастарбайтерах услышит электорат, значит, в обществе Эстонии есть на такую проблему "спрос". Вообще в любой стране население негативно начинает реагировать на трудовых мигрантов, и тут не вопрос радикализма, расизма или еще какой-нибудь крайности.

Когда процент трудовых мигрантов превышает определенную точку (она может быть больше или меньше в разных странах, но она всегда есть), следует негативная реакция, и общество тут же откликается на предложение элит, которые эту проблему видят", – рассказал руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.

Однако, как считает Олег Иванов, чипирование вряд ли поможет. Инициатива МВД Эстонии, может, на какое-то время и сработает, но потом прибалтийский бизнес все равно найдет лазейку. Прямые запреты – это отсрочка, а не решение проблемы растущего потока украинских гастарбайтеров, грозящего превысить ту самую "отметку", после которой коренное население станет относиться к приезжим крайне плохо.

Бесполезная и даже вредная мера

Контроль за украинскими рабочими в Эстонии, безусловно, нужен. В самом правительстве прибалтийской республики признают, что сейчас невозможно проверить некоторых иностранцев, работающих в стране, причем их число достигает нескольких десятков тысяч.

Именно поэтому в МВД ратуют за всевозможные поправки в законы, касающиеся трудовых мигрантов, чтобы власти могли контролировать работу организаций, пользующихся украинскими, впрочем, как и выходцами из других стран СНГ, гастарбайтерами.

Вот только попахивает это все популизмом. Как недавно в одном из прибалтийских СМИ рассказал представитель Союза строительных предприятий Эстонии Райво Ранда, если фирма мошенничает, то она продолжит это делать, только прежде заплатит штраф.

И тут мы плавно подходим к проблеме "параллельного мира", в котором находятся некоторые эстонские политики. Популистские меры и лозунги в стиле "Украинец? Значит, получай чип!" ничего хорошего эстонской экономике, которая страдает от нехватки рабочей силы, не принесут.

Так проблемы не решаются, "топорные методы" и все более жесткие преграды для всех украинцев без разбору принесут вред как гастарбайтерам, так и самой Эстонии.

Более подробно в беседе с Baltnews об этом рассказал экономист, ректор Института экономики и управления Ecomen, Ханон Барабанер.

"Учитывая те условия, в которых Эстония сейчас находится, в гостевых рабочих она объективно нуждается. Но тут важно отметить, что стране требуется не просто большое количество непонятно каких людей. Нужны трудовые мигранты определенных профессий и специализаций. Грубым количеством проблему на рынке труда в Эстонии не решить. Нужен не просто работник, а человек с именно тем перечнем навыков, которые сейчас наиболее актуальны для Таллина", – объясняет эксперт.

Ректор Института экономики и управления также подчеркнул, что есть определенная последовательность для привлечения сил извне. При этом акцентировать внимание на том, какой именно национальности гастарбайтеры, бессмысленно. Важно не какой цвет кожи, что написано в паспорте или какой у человека разрез глаз. Важно, что он умеет, что он может дать государству, в которое приехал на заработки.

"Если говорить честно, то, кроме украинских гастарбайтеров, есть ведь и грузинские, белорусские. Но в информационном поле акцентируют внимание на украинских. Вполне вероятно, что причина не столько экономическая, сколько политическая. К сожалению, Украина сегодня – это "горячий регион". Это относится как к экономическому, так и к политическому аспекту.

Ну вот представьте, приехал в Эстонию лечиться от ранения, полученного на Донбассе, украинец. Как к этому относятся? Тут ведь любой желающий сможет спекулировать этим событием в политических целях. Возможно, поэтому Украина сегодня воспринимается некоторыми странами как некая зона, закрытая на карантин, откуда вроде бы ехать можно, но лучше все держать под максимально жестким контролем.

Другой вопрос, что в Эстонии этот контроль не совсем правильный. Он ударился в политику. Контролировать растущий поток с Украины надо. С этим никто не спорит. Подобная мера необходима, чтобы выбирать для прибалтийской республики те кадры, которых на рынке труда острая нехватка. В отдельных случаях некоторых работников с Украины надо, наоборот, даже просить приехать. А мы видим, как им всем "одним махом" визы делают дороже. Процесс сильно упростили, сделали "топорным", что, на мой взгляд, для Эстонии просто вредно", – заключил экономист.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме