В Прибалтике любят следить за разными исследованиями. Выходит очередная статистика – все к экранам, где там мы? Обычно "мы" там где-то ближе к концу, но иногда бывают удивительные существенные прорывы.
Например, в рейтингах по самым пьющим европейским странам Эстония, Латвия и Литва и близко никого не подпускают. В груди, от показателей любителей принять на грудь, пузырится гордость. И хоть любителей навалом, любительскими эти цифры не назовешь – в стране трудятся профессионалы. Недоверчивые пытаются возражать – мол, мы в лидерах потому что у нас градус копейку не крадет. Но оказывается – наоборот: крадет больше, чем где-либо, что показывают другие исследования.
В топах быть приятно, но почему-то не всеми первыми местами принято гордиться. Особенно, если речь идет о здоровье нации. Поэтому парламенты стран из-за таких показателей периодически посещает абстинентный синдром.
Депутаты плачут громко: по стране шагает ломка. Разрабатываются разные громкие меры, но в итоге все ограничивается поднятием акциза. Разогреваешь душу – греешь экономику. Каждый парламент ищет свой кислотно-щелочной баланс: насколько можно поднять акциз? Так, чтобы пить продолжали, а экономика демонстрировала улучшающиеся показатели.
В Эстонии, чтобы слезть с первого места, решили поднять акциз так, чтоб добиться чего-нибудь заметного. Хотели на 20, но в последний момент руку одернули и подняли на 10. И в итоге баланс нарушился. В сторону Латвии (благо под рукой) потянулись колонны принципиальных. Предприимчивые даже успели магазинчики на границе пооткрывать, организовать сервис. Нарушенный баланс вызвал в эстонском бюджете изжогу. А чтобы дело не закончилось язвой, решили принятые меры пересмотреть. На последнем заседании перед каникулами постановили: акциз снизить. Так, чтоб опять добиться чего-нибудь заметного – сразу на 25 процентов. Оздоровление экономики намечено на 1 июля.
В Эстонии теперь глотать станет проще – ну дешевле, как минимум. А Латвия закашлялась – то ли пожалели, то ли не в то горло, ибо теперь пришел черед переживать ей. Травка, скамеечки, лютики на границе поникли.
Переживания взвесили: страна не досчитается около ста миллионов евро, которые приносил честный и свободный приграничный прилавок. Быстрые к выводам сердца уже успели объявить действия братского народа диверсией. Мол, вы специально нас обнадежили, чтобы мы развернулись, а теперь бросаете на произвол судьбы. Специально очаровали, чтобы мы разочаровались. Это фиаско, братан.
Кстати, под риторику алкогольной независимости от зависимости в Эстонии еще одна история обнаружилась. Отправилось местное пиво на немецкий рынок показывать свою чудодейственную силу и завоевывать немецкие сердца. Продукция проверенная – код, протокол, маркировка, соответствующий налог.
Немцы зачем-то анализы в лабораторию отнесли и начались какие-то выкрутасы. У вас, говорят, гост не на тот погост. Пиво ваше по стандарту облагаться должно иначе. Вы как его проверяли? Вы вообще как проверяете? Или вы нам через дыру в стене колбу подменили? В общем, либо тут не то, либо в бумагах то, что не то.
Химия – наука хитрая, это вам не история с медициной, где каждый второй знаток и где эксперты за баней скапливаются. Там особо не поумничаешь – готовиться надо. Плохо знакомый с данной наукой человек лаборатории представляет по научно-популярным фильмам: люди в халатах с пробирками. Стерильность и аккуратность, что-то вроде госпиталя. Новенькие перчатки, модненькие очки, чистенькие халатики, шапочки. Ну уж точно не вонь и котлы. И уж точно не условный дядя Гена, глотающий из стакана жидкость.
Но в Эстонии не стали из себя корчить женщину из Instagram и признались – тестировали пиво граммы ртом и деснами. Определили размер налога на зубок. Помогли предприятиям копейку заработать. Кто ж знал, что эти немцы с пробирками начнут возиться. По усам вроде потекло, да в рот не попало. Зря сунулись. Обнажили внутреннюю кухню внутренней кухни независимого тестирования.
Впрочем, это нюансы. Главное, что экономика Эстонии теперь получит свой живительный глоток. И не надо ханжить по поводу здоровья нации. Заработанные на алкоголе средства можно ведь как раз потратить… на борьбу с алкоголем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.