Рост напряженности происходит на фоне переговорного процесса в формате Сербия – Косово – Евросоюз о поиске формулы дальнейшего сосуществования между Белградом и Приштиной, что откроет Сербии путь в ЕС.
Шантажировать Евросоюз
Тем временем Косово поднимает ставки в торгах, о чем свидетельствует недавнее заявление президента этой частично признанной республики Хашима Тачи о возможности проведения референдума о присоединении к Албании, "если ЕС продолжит политику изоляции и закрытия дверей перед Косово".
В принципе, когда Приштина в 2008 году в одностороннем порядке объявила независимость, что было поддержано США и большинством стран ЕС, неангажированные эксперты-международники предупреждали, что проблема Косово станет долгоиграющей и будет важнейшим фактором нестабильности в регионе. Как показало прошедшее десятилетие, они оказались близки к истине.
В последние годы внешняя политика Косово определенно ужесточается. В прошлом году власти Косово ввели стопроцентные пошлины на товары из Сербии и Боснии и Герцеговины, а призывы Запада отозвать таможенные меры, усложнившие и без того непростой переговорный процесс с Белградом, эффекта не возымели.
И шантажировать НАТО
Более того, в прошлом году Приштина приняла пакет законов о преобразовании своих малочисленных сил безопасности в постоянную армию, что не было согласовано со структурами НАТО и противоречит ряду международно-правовых документов.
Генсек Альянса Йенс Столтенбег выразил сожаление, что Приштина не консультировалась по этому поводу с НАТО, и, по его словам, после этого организация может пересмотреть статус и задачи расположенных в регионе миротворцев KFOR (Kosovo Force, "Силы для Косово" – прим. Baltnews).
Кроме того, в северной части Косово продолжает расти межэтническая напряженность по линии албанцы – сербы. Масла в огонь подлило убийство одного из лидеров косовских сербов Оливера Ивановича, руководителя инициативы "Свобода, демократия, справедливость" в начале 2018 года в городе Косовска-Митровица, которое не расследовано до сих пор.
Сгладить межэтническую напряженность можно было бы путем создания Сообщества сербских муниципалитетов на севере Косово, что предусмотрено так называемыми Брюссельскими соглашениями между Белградом и Приштиной. Однако, как заявил недавно Хашим Тачи, Приштина не пойдет на этот шаг, поскольку это равнозначно созданию "Республики Сербской в Косово".
Вместе с тем власти Косово дали понять, что могут вернуться к рассмотрению вопроса создания Сообщества сербских муниципалитетов, если Евросоюз либерализирует визовый режим для Косово со странами Шенгенской зоны и кандидатами на присоединение к ней.
Однако эта задача представляется практически невыполнимой, поскольку пять стран ЕС не признают независимость Косово и наверняка будут блокировать предоставление "безвиза". Одновременно с этим прохладно к идее "безвиза" для Косово относятся Германия, Франция, Нидерланды, опасаясь роста рисков для собственной безопасности.
В общем-то, в торгах с ЕС за предоставление "безвиза", полноценную легитимизацию на международной арене и расширение макрофинансовой помощи власти Косово склонны ужесточать риторику и демонстрировать готовность переходить за ряд "красных линий".
Ошибки прошлого
Идею проведения референдума, как минимум консультативного, о присоединении к Албании недооценивать не стоит. В случае проведения референдума – а его исход предугадать несложно – Евросоюз, который по состоянию на сегодняшний день стоит на позициях недопустимости изменения границ в Европе (особенно после прецедента с Крымом), окажется "на растяжке". Связано это с тем, что нельзя руководствоваться принципом права наций на самоопределение, как это было в 2008 году, когда Приштина провозгласила независимость от Белграда, и одновременно отвергать этот же принцип при высказанном на референдуме желании населения Косово присоединиться к Албании.
С другой стороны, нужно ли Албании присоединение Косово – вопрос открытый. Официальная Тирана рассчитывает на присоединение к ЕС в течение ближайших пяти лет, а присоединение Косово перечеркнет такую возможность, даже на уровне деклараций Евросоюза.
Помимо этого, вхождение Косово в состав Албании, являющейся членом НАТО, может спровоцировать военный конфликт с Сербией и, соответственно, втягиванием в него альянса, что вновь превратит западную часть Балканского полуострова в горячую точку.
Наконец, поглощение Албанией Косово подогреет рост албанского национализма, который затем положит глаз на Северную Македонию, где албанцы составляют более четверти населения.
Выходит, что по состоянию на сегодняшний день на западной части Балканского полуострова все туже затягивается клубок противоречий, а переговорный процесс в трехстороннем формате Белград – Брюссель – Приштина находится в тупике. Представляется, что более активно в этой ситуации должны проявить себя лидеры Евросоюза в лице Германии и Франции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.