Минула горячая пора для избирателя, когда друг за другом прошли выборы в законодательный орган Эстонии и в Европарламент. Выборы в Рийгикогу прошли под знаком сенсаций и разочарований, недоумения и острой критики. Далее под возгласы негодующих прошли и выборы в Европейский парламент, определив выдвиженцев от Эстонии.
Провал Центристской партии: причины и следствия
В связи со скромными размерами нашего государства для эстонских представителей в Европе выделено лишь шесть парламентских мест. Эти выборы были достаточно предсказуемыми, так как они стали отголоском результатов минувших в марте выборов в Рийгикогу. Так, на них люди выразили свою поддержку или недовольство и разочарование новым правительством путем либо низкой явки, либо "голосом назло".
В этом отношении Центристская партия проиграла, их потенциальные голоса ушли конкурентам. Социал-демократическая партия Эстонии успешно оттянула на себя голоса русскоязычного электората, предназначавшиеся для центристов. Особенно в этом преуспела такая яркая заметная фигура, как экс-посол Эстонии в России Марина Кальюранд, отлично владеющая русским языком. Кальюранд грамотно сыграла на грубых просчетах и ошибках лидера центристов Юри Ратаса, который сформировал коалицию с национал-консерваторами из EKRE (Консервативная народная партия Эстонии – прим. Baltnews). Получил место и ее однопартиец из прошлого правительства – экс-министр обороны и бывший министр иностранных дел Свен Миксер.
Лучше всех себя показала Партия реформ, которая также использовала непопулярный союз Центристской партии и EKRE себе на руку.
По всем показателям не самая лучшая расстановка сил на политической карте. Да и как иначе? Мало коалиции Центристской партии с EKRE в правительстве, депутатского мандата у консерваторов в Европарламенте, так ко всему прочему два "билета" в Брюссель успешно получили "реформисты" ("Партия реформ"), а "отечественники" (партия "Отечество") в ожидании еще одного – после Брекзита полагается место бравому генералу Рихо Террасу.
Ожидания от нового созыва ЕП
Что нас ожидает от наших европарламентариев, можно уже судить по тому, кто прошел на этих выборах в законодательный орган Евросоюза. А большинство прошедших в ЕП – это любители риторики в духе извечной "российской угрозы" и списывания на восточного соседа всех своих экономических неудач и промахов. Номинально "левые" соцдемы – Свен Миксер и Марина Кальюранд – скорее "правые", нежели либералы – реформист Андрус Ансип и Урмас Паэт и ультраправый консерватор Яак Мадисон. Вскоре к этому хору прибавится еще и голос "отечественника" – Рихо Терраса, которого можно также отнести к стану "правых".
Все они отличились в своей постоянной негативной риторике в адрес России. Все бы ничего, но эти люди будут представлять в Брюсселе "хор разоблачителей российской угрозы". И на фоне стабильно непростых отношений Европы и России, а также России и США, мы далеко не уедем в российско-эстонских отношениях и не решим наш извечный пограничный спор, ведь перечисленные фамилии связаны именно с жесткой критикой Москвы, а в этом эстонские представители и в Брюсселе преуспеют.
И все же отношения с Россией на фоне снижаемых дотаций из европейской казны надо налаживать, а транзит и торговлю – возвращать, так как источника дополнительных средств для латания дыр в бюджете пока не предвидится.
Уникальный случай Яны Тоом
Выборы для Центристской партии стали настоящим провалом. А вот прошедшая от правящей партии в ЕП Яна Тоом – случай отдельный. Евродепутат весьма самостоятельна, умна, остра на язык. Да и еще и известное медийное лицо: часто бывает на российском телевидении, дает большие интервью и местной прессе, уже заработала себе необходимый авторитет, к тому же внутри эстонской политики имеет образ "железной" дамы.
Яна Тоом осталась единственной центристкой и политиком как таковым, имеющим образ защитника русскоязычных жителей Эстонии и отстаивающая их интересы как в Брюсселе, так и в самой Эстонии от поползновений местных "правых" политиков. И хотя заявления Яны Тоом о сотрудничестве с "архитектором" Бронзовой ночи Андрусом Ансипом вызывают недоумение, все же надо понимать, что политика – это не место для эмоций, а та сфера, где думают о своей политической выгоде (пусть и краткосрочной) рассудительно, с "холодной" головой.
Выгода от союза со вчерашним оппонентом, – даже пусть с такой одиозной личностью, как реформист Андрус Ансип, – гораздо лучше ненужного противостояния, в результате которого победит большее зло в лице консерваторов. В любом случае, получив лишь один мандат, центристам придется искать дружбу даже с теми, с кем на протяжении долгого времени у них имелись серьезные разногласия.
Раймонд Кальюлайд, отделившись от центристов, хоть и проиграл, но проиграл с хорошими показателями. Имея неплохую перспективу и продолжая в том же духе, он сможет сформировать свою партию. Если такая партия будет создана, то многие русскоязычные избиратели от Центристской партии перетекут к нему. В такой ситуации даже Яна Тоом не спасет положение.
Судьба евродепутатов
Что ожидает бывших евродепутатов? Они получат внушительные увольнительные пособия после окончания своего депутатского срока в Брюсселе. Такие зарплаты, спецпенсии и различные компенсации – предмет вожделения многих местных политиков, ибо европейские материальные блага значительно выше депутатских и даже президентских благ в Эстонии. Например, зарплата президента Эстонии Керсти Кальюлайд составляет 6168,31 евро, тогда как у европарламентария – 8757,70; к этому добавляются компенсации расходов на авиабилеты бизнес-класса, билеты на поезд первого класса, покрытие расходов на питание и проживание в гостинице, компенсации на лечение, а также пенсионные начисления с 63 лет.
Для многих новичков это все далекая перспектива, а сейчас наши новоизбранные европарламентарии только присоединяются к коалициям в Брюсселе, и рано говорить о каких-то судьбоносных решениях нового созыва Европарламента и строить прогнозы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.