Старт обновлению политических элит в Европе дала победа в 2017 году 39-летнего Эммануэля Макрона на президентских выборах во Франции. Его успех стал сенсацией, поскольку изначальными фаворитами выступали Франсуа Фийон и Марин Ле Пен.
Вслед за Макроном успеха добился Себастьян Курц. Федеральный канцлер Австрии в 31 год стал самым молодым руководителем европейского государства.
Именно Курц может стать идеологом реформ внутри Евросоюза. Он также может занять место Ангелы Меркель в качестве неформального главы "Единой Европы". Завершение политической карьеры Меркель ожидается в 2021 году. После чего в Евросоюзе наверняка возникнет кризис лидерства. Роль Курца на международной арене, вероятнее всего, будет расти. Молодой австриец уже успел наладить хорошие отношения и с европейскими лидерами, и с президентом США Дональдом Трампом, и с главой России Владимиром Путиным.
От Франции и Австрии не отстает Италия. В 2018 году там обновляется правительство. Одним из наиболее влиятельных министров становится 32-летний Луиджи Ди Майо. Он получает пост заместителя председателя Совета министров и главы Министерства экономического развития, труда и социальной политики. Малоизвестный итальянский политик имеет очень скромный профессиональный опыт. И буквально за один год он становится одним из наиболее влиятельных людей в республике.
Народы устали от "системных" элит
Возраст в политике – не ключевой показатель. Например, Дональд Трамп даст фору очень многим молодым политикам. Но невозможно пренебречь усталостью европейских народов от "системных" элит, которые пребывают на политической сцене десятки лет. В странах Европейского союза наблюдается острый запрос на новые лица. За счет чего и "выстрелил" Зеленский.
В Европе увеличиваются социально-экономические проблемы, а ресурсная база сужается. При этом "системные" элиты не способны создать привлекательный образ будущего.
Омоложение элит неизбежно ожидает и постсоветское пространство. Прологом этой тенденции выступает и вероятный итоговый успех Зеленского и прошлогодний успех 43-летнего премьер-министра Никола Пашиняна в Армении.
Правда, на постсоветском пространстве куда хуже работают социальные лифты. Потому обновление элит будет проходить с большим скрипом, чем в странах Европейского союза.
Актеры-политики по всей Европе
Обновление элит в Европе сопровождается появлением в политике все большего количества представителей шоу-бизнеса. Это наглядно свидетельствует о кризисе представительской демократии. Политики перестали понимать интересы обычных людей. Граждане не верят, что "системные" политики хотят решать проблемы населения да и вообще, что они могут это сделать. Поэтому возникают популистские движения, построенные по схеме "народ против политиков и номенклатуры".
Так, например, итальянский комик Беппе Грилло в 2009 году основал "Движение пяти звезд". Его история успеха стала хрестоматийным примером. Эта протестная популистская партия на выборах 2013 года произвела настоящую сенсацию, собрав 25% голосов. В 2018 году она вошла в правящую коалицию, делегировав нескольких министров в состав правительства Италии (в том числе упомянутого выше Луиджи Ди Майо).
Рейтинги "Движения пяти звезд" продолжают расти. Происходит это на фоне популистской политики в социальной сфере проводимой правительством Конте. Как долго продолжится рост популярности партии и как решать долговую проблему Италии – это уже другой вопрос.
В соседней с Италией Словении бывший комедийный актер Марьян Шарец занял должность премьер-министра в августе 2018 года. Пускай Словения является наиболее успешной балканской республикой. Местные избиратели все равно жаждут обновления политических элит.
Рок-музыкант Павел Кукиз несколько лет назад участвовал в выборах президента Польши. Он громко о себе заявил, заняв третье место. Политик-музыкант сделал президентские выборы трамплином, чтобы провести в стены Сейма собственного правопопулистского движения Kukiz'15. Главными избирателями Кукиза на президентских выборах стали молодые люди. Как известно, молодежь слабо доверяет традиционным элитам.
Политическая карта Европы изменится в ближайшем будущем
Политическая карта Европы может быть серьезнейшим образом перекроена уже в течение 2019–2022 годов. Если традиционные элиты не найдут в ближайшее время выхода из кризиса целеполагания, то описанные выше тенденции будут усиливаться. В таком случае неформатные и даже отчасти маргинальные политики заменят собой традиционные элиты. Все дело в сознании масс.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.