Тема притеснения русской общины, которая представляет собой крупнейшее национальное меньшинство и проживает практически во всех регионах в Эстонии, на протяжении многих лет является краеугольным камнем в информационном поле страны.
Выборы обязывают
Новый электоральный цикл вновь поднимает вопрос "Каково место национальных меньшинств в современной Эстонии?". От выборов к выборам многие эстонские политические платформы разыгрывают "русскую карту", чтобы заручиться поддержкой русскоязычного избирателя.
Эстонскую модель межэтнического взаимодействия наглядно характеризует латинское выражение "что позволено Юпитеру, то не дозволено быку", поэтому снова возникает дискуссия о том, есть ли сегрегация в Эстонии, и уместно ли вообще говорить о ее существовании в стране-члене Евросоюза.
Так, по замыслу авторов "сегрегационных плакатов", рекламная акция должна была лишний раз продемонстрировать расколотость общества, но вместо этого "агитплакаты" подверглись жесткой критике как стороны защитников русскоязычного меньшинства, так и со стороны тех, кто предпочитает игнорировать разъединенность эстонского общества.
Главной проблемой же в данном случае является даже не столько наличие разобщенности населения по этническому признаку, сколько то, что в Эстонии так и не сформировалась традиция дискуссии по этой теме, и любые обсуждения становятся очередным поводом к обвинениям в разжигании национальной ненависти или пособничестве "интересам Кремля".
Общественная реакция
Реакция эстонских политиков и партий не заставила себя долго ждать. Многие из них осудили политическую рекламу.
"Призывающая к сегрегации реклама раскалывает общество и оскорбляет живущих здесь русских людей и русскую общину до глубины души, это совершенно безответственное деяние", – написал на своей странице в Facebook член правления Центристской партии, старейшина Пыхья-Таллинна Раймонд Кальюлайд.
"Хоть капля здравого смысла должна же оставаться у людей. Подобного рода картины начинают жить самостоятельной, антиэстонской жизнью. Но хуже всего, что, к сожалению, эти самые картины влияют и на наше общество, на конкретных людей. И совершенно ненужным образом. И дальше уже не будет иметь значение, какова была их первоначальная цель", – подчеркнул член Партии реформ Урмас Паэт, выразив надежду, что мэрия Таллина оперативно уберет развешанные плакаты.
Объединенная левая партия Эстонии (ОЛПЭ) назвала на своей странице в Facebook эти плакаты проявлением "апартеида в сердце Таллина" задалась вопросом, как вообще возможно было появление такой агитации в столице страны-члена Европейского союза.
Евродепутата Яну Тоом рекламный "политический трюк" партии "Эстония 200" также раздосадовал.
"Ясно и ежу, что это начало избирательной кампании, и авторы рекламы только того и ждут, что мы тут разоремся – ужас, ужас, куда смотрит Европа! Пошумим, пообсуждаем, а потом выскочит какая-нибудь фигня типа "даешь единую школу!". Эдакое создание общественного мнения за малые деньги на совершенно ложных предпосылках", – написала она на своей странице в Facebook.
Табу на обсуждение
Несмотря на то, что упомянутые лица представляют совершенно разные политические силы, их общая негативная реакция говорит о том, что тема этнической дискриминации в Эстонии табуирована, и дискурс упирается в якобы моральные рамки возможной полемики.
Также стоит отметить, что любые попытки общественных деятелей поднимать вопросы дискриминации и необходимости сохранения культурной идентичности национальных меньшинств в Эстонии воспринимаются на официальном уровне как угроза государственной безопасности страны.
Так, в ежегодных докладах КаПо (Полиция безопасности – прим. Baltnews.ee) не раз упоминались имена политиков и общественных активистов, чьи высказывания и деятельность не соответствуют курсу на противостояние "русскому миру", которого придерживаются эстонские власти.
Таким образом, политический курс на интеграцию общества, который сегодня активно пропагандирует Таллин, является лишь имиджевой пустышкой. Тема "параллельных миров" не имеет своего содержательного наполнения, поскольку отсутствует какое-либо серьезное исследование с привлечением всех заинтересованных сторон.
Подобный подход не удивителен, ведь к национальным меньшинствам в Эстонии относятся скорее как к аномалии в "идеальном" национальном государстве, а понятие "ассимиляция" подменяют более привлекательным термином "интеграция".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.