Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что никакого обновления элит по итогам Евромайдана не произошло. Несмотря на утрату влияния и активов представителями власти Януковича, в рейтинге находятся до боли знакомые лица, занимавшие примерно те же позиции лет этак десять назад. К сожалению, украинцам зачастую приходится выбирать между одними и теми же лицами, которые в другом государстве наверняка были бы давно отправлены на обочину истории.
Наибольшее представительство в данном рейтинге имеет окружение президента Петра Порошенко – их бизнес расширяется наряду с политическим влиянием. Собственно, не секрет, что залог успешности бизнеса на Украине – близость к власти, а начавшаяся в 2014 году "жизнь по-новому" лишь укрепила данную тенденцию.
Успехи в бизнесе сегодня на Украине могут предъявить лишь те, кто монополизировал целые отрасли, подпитывается бюджетными деньгами либо извлекает сырьевую ренту. В то же время украинская промышленность продолжает стагнировать, что косвенно отображает данный рейтинг. Второй год подряд в рейтинге отсутствуют имена промышленников Сергея Таруты и Александра Вилкула (оба – кандидаты в президенты), выпал из рейтинга Сергей Тигипко. По большому счету, после Майдана Украина вступила в новую волну деиндустриализации.
В то же время "растут акции" представителей агробизнеса, которые ввиду изменения структуры экономики становятся все более значимым фактором украинской политики. Именно в интересах латифундистов, обладающих серьезным лобби на всех уровнях власти, из года в год парламент продлевает мораторий на продажу земли сельхозназначения. Аграрные олигархи постепенно монополизируют продовольственный рынок Украины, что является весомой причиной роста стоимости продуктов питания в последние годы.
Точно такая же тенденция – монополизация – наблюдается в энергетическом секторе, который по-прежнему является большой "дойной коровой" для украинских элитариев. Укрепляются позиции бизнесменов и чиновников, в чью сферу бизнес-интересов входит энергетика. "Домайданные" позиции постепенно возвращает себе богатейший человек страны Ринат Ахметов, занявший в рейтинге третье место. Рост активов Ахметова за последние два года связан в первую очередь с нахождением общего языка с властью. Восстанавливается также политическое влияние Ахметова, имеющего серьезное влияние на парламентские фракции "Оппозиционный блок" и "Радикальная партия Олега Ляшко". В следующем году на фоне так называемой либерализации рынка электроэнергии, предусмотренной Третьим энергопакетом, цены на "свет" могут серьезно вырасти, что сыграет на руку энергетическим компаниям Ахметова.
"Государством в государстве" после Евромайдана становятся силовые структуры. За последние годы они трансформируются в самостоятельный фактор украинской политики, за лояльность которого сражаются ключевые политические игроки накануне выборов. Глава МВД Арсен Аваков справедливо считается вторым человеком в государстве после Порошенко, потому его второе место в рейтинге абсолютно логично. По версии авторов рейтинга, в 2018 произошел рост влияния руководителей "старых" силовых структур: глава СБУ Василий Грицак занял 12 место (+12 позиций), а руководителя Генпрокуратуры Юрия Луценко определили на 8-ю позицию (+19 позиций) – c этими оценками нельзя не согласиться. На этом фоне несколько ослабли позиции представителей созданных после Майдана антикоррупционных структур, изначально ориентированных на Брюссель и Вашингтон. Помимо того, что они не продемонстрировали сколько-нибудь значимые результаты работы за последние годы, в уходящем году против них была запущена мощная информационная кампания по дискредитации.
2018 год для Украины прошел под знаком церковного противостояния. К сожалению, политики использовали вопрос церкви и религии как предвыборную технологию и инструмент увеличения собственной политической капитализации. Церковный вопрос на Украине наверняка станет долгоиграющим, а влияние религиозных деятелей на украинское общество наверняка будет продолжать возрастать. По итогам 2018 года предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата (отныне – почетный патриарх Православной церкви Украины) Филарет занял 21 место (+10 позиций), глава Украинской православной церкви (Московского патриархата) Онуфрий – 31 место (+41 позиция), глава Украинской греко-католической церкви Святослав – 68 место (+32 позиции).
Определенные перестановки произошли в оппозиционном лагере. Обращает на себя внимание девятое место Виктора Медведчука, ставшего единственным оппозиционером, который занял столь высокое место. В 2018 году он продолжил выполнять функцию посредника между официальным Киевом и Кремлем, обладая доверительными отношениями с президентом России. О роли Медведчука в освобождении пленных и удерживаемых лиц с разницей в несколько дней говорили на своих пресс-конференциях и Порошенко, и Путин. В первой половине года Медведчуку удалось договориться о ряде точечных обменов, вопреки противодействию "партии войны". Осенью политик выступил инициатором объединения оппозиционных сил, итогом чего стало формирование "Оппозиционной платформы", которая рассчитывает консолидировать треть от всех украинских избирателей, которым претят итоги Майдана.
В целом, второй год подряд фиксируется тенденция, когда умеренные оппозиционные политики (Юрий Бойко, Вадим Рабинович, Евгений Мураев, Борис Колесников) поднимаются вверх в рейтинге, а националистически настроенные политики теряют в нем свое представительство. Примечательно, что уже второй год подряд в рейтинге отсутствуют нардепы Дмитрий Ярош и Андрей Билецкий, руководящие националистическими организациями.
Впрочем, с продуцированием радикальных идей в 2018 году отлично справлялись восседающие в высоких киевских кабинетах политики и представители парламентской коалиции. Вот только не факт, что им найдется место в рейтинге 2019 года после прохождения президентских и парламентских выборов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.