Однако цели, которые ставит Запад в контексте деолигархизации Украины, вовлеченной в орбиту влияния ЕС и США, принципиально отличаются от целей, поставленных в отношении российских олигархов. Единственным объединяющим мотивационным пунктом является перераспределение активов постсоветских олигархов в пользу наднациональных элит и западных государств.
Своеобразным хедлайнером в данном случае выступает Великобритания, где с недавних пор усилилась борьба с капиталами подозрительного происхождения. Помимо того, что политические отношения Великобритании и России оставляют желать лучшего, ресурсная база Соединенного Королевства продолжает сужаться в связи с Brexit, потому поживиться активами беглых российских олигархов будет весьма уместно. Наверняка затронет этот процесс и украинских нуворишей, также не один год выводивших активы в Великобританию. Как показывает практика, "священное право собственности" на Западе таковым отнюдь не является.
Пока главными жертвами проводимой с подачи Запада деолигархизации среди украинских бизнесменов стали Дмитрий Фирташ и Игорь Коломойский. Ирония судьбы в том, что они были одними из видных спонсоров Евромайдана, но уже не первый год вынуждены пребывать за пределами Украины (Фирташу и вовсе грозит экстрадиция в США), где их активы постепенно переходят в другие руки. В сущности, Евромайдан привел к ослаблению украинского государства как института, который мог бы прикрыть олигархов от давления извне. В сложившихся обстоятельствах Фирташ и Коломойский вынуждены поддерживать оппонентов Порошенко в лице наиболее рейтинговых кандидатов в президенты – Тимошенко, Бойко, Зеленского, – рассчитывая на реванш по итогам президентских и парламентских выборов.
Однако даже в случае осуществления подобного реванша едва ли наметившийся тренд на кампанию деолигархизации будет переломлен. Представляется, что в не такой уж и далекой перспективе украинские олигархи превратятся в лучшем случае в младших бизнес-партнеров западных капиталистов.
В принципе, в государствах, входящих в орбиту влияния Запада, не должно быть настолько крупных политических и экономических игроков, принимающих стратегические решения внутри своих стран. В данном случае суть деолигархизации – лишить альтернативные политические силы финансовой базы, которую могли бы предоставить представители крупного капитала. Тем самым трансформировать Украину по западным лекалам будет куда проще.
Показательным в данном случае является имевший место в 2014–2016 годах "банкопад", когда около сотни коммерческих украинских банков были закрыты с подачи национального регулятора, что серьезно подорвало финансовую базу украинских олигархов, владевших системообразующими финучреждениями. Выполнив заказ внешних сил по зачистке банковской системы Украины, экс-глава Нацбанка Валерия Гонтарева стала сотрудницей Institute of Global Affairs, входящего в состав Лондонской школы экономики. Заявлено, что она будет консультировать центробанки разных стран мира по теме монетарной политики.
Представители крупного капитала тем не менее все еще выступают носителями значительной части экономического суверенитета Украины. Следовательно, проведение деолигархизации значительно облегчит вхождение западного национального и транснационального капитала в привлекательные отрасли украинской экономики. Таковыми прежде всего являются энергетика, аграрный сектор, объекты инфраструктуры.
Несколько иначе обстоят дела в случае с российскими олигархами, у которых в последние годы возникали проблемы на Западе (Дерипаска, Керимов, Рыболовлев). Смысл давления на них заключается в создании антипутинской фронды, которая, по задумкам Запада, должна повлиять на изменение курса Кремля. Кроме того, на примере с попавшими под санкции компаниями "РусАл" и "Группа ГАЗ" Дерипаски видно, что ставка Запада делается на дезорганизацию целых кластеров российской экономики (и экономической жизни моногородов) с целью спровоцировать социальные недовольства для дальнейшего решения политических задач.
Правда, с политической точки зрения, для Кремля в чем-то даже выгодно подобное давление Запада на российских олигархов. В сложившихся обстоятельствах открывается окно возможностей для увеличения доли государства в экономике путем национализации подсанкционных предприятий, а также дальнейшее сокращение влияния олигархов на внутреннюю политику России.
Очевидно, что злоключения постсоветских олигархов будут продолжаться и далее. Ведь кризис системы международных отношений, сделавших олигархов из постсоветских республик одной из главных мишеней для Запада, и не думает сбавлять обороты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.