Исследования Еврокомиссии, проведенные в 2015-м году, констатировали неутешительный факт: поддержка Европейского Союза в странах-членах достигла исторического минимума.
Если в 2007-м году количество сторонников ЕС составляло более половины, 52% от числа респондентов, восемью годами позже эта цифра опустилась до 37%, а 55% жителей заявили, что не доверяют институтам ЕС.
На фоне выхода Великобритании из альянса и успеха ряда партий евроскептиков в Центральной и Восточной Европе хочется спросить: насколько вероятен сценарий развития евроскептицизма в самом преданном Европейскому Союзу регионе – Балтийском? И, несмотря на то, что евроскептицизм сильнее развит в процветающих странах ЕС, Прибалтика в этом плане тоже не отстает.
Латвийцы и эстонцы – лидеры евроскептицизма
В результате опроса Евробарометра в 2009-м году самой евроскептичной страной на всем пространстве ЕС была признана Латвия: там только 25% опрошенных оценили влияние европейских структур на свою страну как положительное.
Но зачем далеко ходить? Согласно результатам исследования Евробарометра этого года, Эстония – одна из самых негативно настроенных к ЕС стран: только 28% населения считают, что Европейский союз движется в верном направлении. В Латвии таковых немногим более – всего треть населения.
При этом негативное отношение к ЕС соотносится с таким же отношением к собственной стране. Респонденты Латвии и Литвы замыкают десятку самых недовольных жителей в ЕС: нынешним положением не удовлетворены более половины литовцев и латвийцев. Несмотря на негатив в отношении в ЕС, жители стран Балтии не видят себя вне Союза: от 60% опрошенных и больше сомневаются, что выход из членства ЕС решит их национальные проблемы.
Блеск и нищета литовских евроскептиков
Евроскептицизм разделяют в зависимости от степени критики и кардинальности требуемых перемен. Так, к сторонникам "мягкого евроскептицизма" (soft – прим. Baltnews.ee) принято относить тех, кто одобряет идею европейской интеграции как таковую, но предпочел бы внести некоторые коррективы в устройство ЕС и изменить траекторию развития Союза. Зачастую к ним относят и европрагматиков.
Протагонисты "тяжелого евроскептицизма" (hard) настаивают на выходе страны из состава ЕС, прекращении сотрудничества и процесса интеграции. Как правило, партии, придерживающиеся политики евроскептицизма, играют на национальных, радикально консервативных идеях и значительно пересекаются в своей идеологии с европопулистами.
Одной из весомых побед еврокритиков можно назвать референдум 2014-го года в Литве, согласно результатам которого, 73% избирателей проголосовали за запрет продажи земли иностранцам. И хотя в силу низкой явки референдум признали недействительным, стало очевидно, что у течения евроскептицизма гораздо больше перспектив, чем кажется, ведь 270 тысяч литовцев проголосовали против одного из основополагающих принципов ЕС – свободного движения капитала, а значит более 10% литовцев можно причислить к истинным евроскептикам.
Дилемма №1: Европейский Союз или Россия
Пожалуй, евроскептицизм в странах Балтии не ограничивается стандартным критерием – членством в ЕС; феноменом выходит за рамки простого экономического и в какой-то степени даже политического объединения, расширяясь до таких понятий, как геополитика, лингвистика, культура.
Дилемма №2: Европейский Союз или США
Еще одна причина, по которой евроскептикам вполне комфортно в странах Балтии, – это ориентированность на трансатлантизм. Считается, именно взаимодействие с США следует рассматривать в качестве приоритетного направления деятельности, а вовсе не с Европой. Связано это в первую очередь с вопросами безопасности. Так, например, латвийцам свойственно доверие к вооруженным силам НАТО и неверие в создание единой европейской армии.
Корни же общего евроскептицизма кроются в том, что жители Балтии полагают, что к главным угрозам, исходящим от Европейского Союза, можно причислить иммиграцию, терроризм и… бюрократию. И если первые две угрозы уже отошли на второй план, то на предстоящих выборах в Европарламент в 2019-м году усиление европейской башни из слоновой кости может сыграть злую шутку со сторонниками еврооптимизма.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.