В то же время представители крупного капитала Украины не определились с фаворитом избирательной кампании на Украине, поддерживая коммуникацию со всеми топ-политиками, претендующими на президентское кресло.
Сложившаяся ситуация предоставляет возможность более активно сыграть на украинском направлении внешним силам, не входящими в высшую лигу мировой политики, но имеющими тесные связи с нынешней киевской верхушкой. К таковым можно отнести прибалтийские республики, чьи отношения с Украиной времен Петра Порошенко стали просто-таки идиллическими.
Прежде всего – отношения с Литвой, множество политиков которой получили государственные и ведомственные награды Украины в эпоху президентства Порошенко. Поддержание хороших отношений с Вильнюсом укладывается в логику бизнес-интересов Порошенко, владеющего кондитерской фабрикой Roshen в Клайпеде. Едва ли будет преувеличением тезис о том, что именно победы Порошенко весной 2019 года желает правящий класс Литвы в частности и элиты трех прибалтийских республик в целом.
Для начавшего активную избирательную кампанию Порошенко руководители государств Прибалтики важны с точки зрения лоббирования на уровне Евросоюза его кандидатуры в качестве следующего президента Украины. Ведь никто другой эту функцию выполнить уже не в состоянии, учитывая нынешний уровень отношений Киева со своими ближайшими соседями, в частности с Польшей, ранее считавшейся "адвокатом Украины в Европе".
В сущности, от "мощной международной проукраинской коалиции" не осталось и следа, а последними зарубежными союзниками Украины можно считать лишь прибалтийские государства, чьи практики во внутренней и внешней политике копирует Киев.
Посему стоит ожидать в ближайшее время активизации контактов Порошенко с лидерами стран Балтии, являющимися частными гостями на украинской земле. Подобные контакты в украинском медийном поле будут традиционно трактоваться как "доказательство мощной поддержки Украины и украинских реформ". Дополнительным подспорьем для подобных месседжей является вера немалой части украинского общества в то, что страны Балтии являются примером для подражания, как минимум в части европейской и евроатлантической интеграции.
Порошенко в ходе избирательной кампании важно будет получить военно-техническую помощь для Вооруженных сил Украины (ВСУ) от государств Прибалтики, тем самым продемонстрировав, что действующий президент является единственным политиком, способным укреплять армию. Порошенко дистанцировался от актуальных для населения Украины социально-экономических вопросов и идет на выборы под лозунгом "Армия! Язык! Вера!", нередко упоминая в своих публичных выступлениях о созданной за годы его президентства "сильнейшей на континенте армии".
По большому счету, власти прибалтийских республик никогда не скупились на помощь украинской армии и добровольческим батальонам, а одним из наиболее активных лоббистов предоставления Киеву широкой номенклатуры вооружения выступал экс-президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, в 2015 году прямо заявивший: "Если мы не поможем Украине, то Россия победит в этой войне".
Именно прибалтийские политики принципиально отстаивали на международной арене позицию о том, что вооруженный конфликт в Донбассе не является внутриукраинским. Ведь при признании конфликта внутренним в силу вступают конвенции ООН и ОБСЕ, запрещающие поставки вооружений воюющим сторонам.
Власти Украины и стран Балтии в рамках активизации контактов также могут вспомнить об уже несколько подзабытом "плане Маршалла для Украины", который продвигали литовские политики с целью обязать Евросоюз выделять Киеву безвозмездную многомиллиардную макрофинансовую помощь в течение минимум пяти лет.
Впрочем, одним лишь Порошенко не исчерпывается перечень приемлемых для прибалтийских государств кандидатов на должность следующего президента Украины. Дело в том, что наиболее рейтинговые конкуренты Порошенко в лице главы партии "Батькивщина" Юлии Тимошенко и экс-министра обороны Анатолия Гриценко полностью разделяют внешнеполитические установки действующего президента Украины. Едва ли уровень коммуникации Киева с Вильнюсом, Ригой, Таллином будет понижен, если следующим украинским президентом станет Тимошенко либо Гриценко.
Помимо прочего, у Тимошенко налаженные личные контакты с Далей Грибаускайте, которая посещала Юлию Владимировну в Качановской колонии в эпоху президента Януковича и активно выступала с международных трибун с призывами освободить лидера "Батькивщины". Конечно, в 2019 году Грибаускайте покинет пост президента, но выстроенная за годы ее правления политическая система такова, что "Железная леди Прибалтики" в обозримом будущем сохранит влияние на общественно-политические процессы в Литве.
В комплиментах Грибаускайте рассыпался ранее Анатолий Гриценко. В 2015 году в одном из интервью бывший министр обороны заявил следующее: "Единственный президент, кого выделил бы, прежде всего по критериям глубокой порядочности и смелости, – это Даля Грибаускайте".
Представляется, что единственно возможный вариант, при котором прибалтийские государства несколько дистанцируются от Киева, – победа кандидата от Юго-Востока Украины, "пророссийского" в терминологии киевской власти. Правда, вероятность такого развития событий откровенно невысока. Тем не менее, нельзя исключать того, что прибалтийские политики будут призывать своих европейских коллег более активно поддержать действующие украинские власти с целью воспрепятствовать "пророссийскому реваншу".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.