Польские политики регулярно выступают против газовых проектов России, в свое время один из них договорился до того, что назвал первый "Северный поток", ни много ни мало, "новым пактом Молотова – Риббентропа". Конечно, обстановка в Европе сейчас только поощряет подобного рода выпады, но именно Польша выступает с самой жесткой риторикой. В 2022 году заканчивается контракт между "Газпромом" и польской PGNiG о поставках российского газа, и польская сторона стала регулярно делать заявления о том, что продлевать она этот договор не намерена.
Откуда такая смелость, насколько реален такой отказ, не блефует ли PGNiG, пытаясь таким вот способом сбить цену? В обычных случаях при анализе ситуации вокруг Польши и российского газа далее приводятся цифры о том, что, несмотря на все слова, Польша стабильно закупает около 10 млрд кубометров газа ежегодно, поэтому "никуда она не денется". Но для описания энергетической системы попытка обойтись одной цифрой не приведет к объективному результату. Польская генерация электроэнергии на 80% базируется на ее собственных запасах каменного и бурого угля, еще 5% приходится на ГЭС и постепенно растущую долю ВИЭ. Мало того – на территории Польши имеются небольшие месторождения газа, она самостоятельно добывает порядка 5 млрд кубометров, так что закупки природного газа у России для Польши не критичны. Именно отсюда проистекает дерзость польских политиков, которой стало только больше после того, как в 2015 году был принят в эксплуатацию регазифкационный терминал в Свиноуйсьце, годовая мощность которого составляет 5 млрд кубометров.
Что получается? 5 млрд. кубометров – собственная добыча, 5 млрд как СПГ, а еще "пятерочку" можно добрать за счет реверса из Германии, и все, Польша "уходит в отрыв"? Не исключено, что именно такой логикой и руководствуются политические деятели, позволяющие себе антироссийские выступления.
Возможно, если бы Польша не входила в состав Евросоюза, такое поведение и было бы оправдано, но она в ЕС входит, и законы, которые Брюссель создал, вынуждена выполнять.
Вообще, что касается Польши и Европейского союза, то тут крайне занимательная ситуация складывается. Еврокомиссия уже много лет пытается вытолкнуть Россию с европейского газового рынка, любыми способами уменьшить объемы поставок "Газпрома", и ровно о том же мечтает Польша. Казалось бы – прекрасный союз, должны душа в душу жить, да вот ведь проблема-то – ЕС положения Парижского соглашения по климату сделал строго обязательными для всех стран-членов. А в этом соглашении едва ли не главное положение – декарбонизация энергетики, потому Евросоюз борется за закрытие угольных станций, за замену их либо на ВИЭ, либо на газовые электростанции. И способ борьбы выбран простой и незатейливый – на выбросы углекислого газа для каждой страны введены квоты, за превышение которых предусмотрен штраф. 80% угольной энергетики для Польши в самое ближайшее время могут превратиться в проценты убытков государственного бюджета, и ЕК вынуждена добиваться того, чтобы Польша приступила к строительству газовых станций замещения. Не делать этого Еврокомиссия не может – если она позволит Польше своевольничать, ее примеру мгновенно последует, как минимум, Эстония с ее электростанциями, работающими на горючих сланцах.
Так что мы с вами имеем возможность наблюдать дивную картину – ворон ворону пытается глаз выклевать, поскольку Польша не может не сопротивляться давлению ЕК. Закрытие угольных электростанций автоматически вызовет сокращение добычи угля, а это уже грозит сокращением рабочих мест, что, в свою очередь, автоматически вызовет демарш против правительства Польши со стороны Сейма, в котором представителей "угольных воеводств" предостаточно. Кто победит в этой лихой схватке, Польша или Еврокомиссия, время покажет, мы пока можем просто наслаждаться этим зрелищем. И при этом, конечно, помнить еще и о том, что экономика Польши, недавно получившая новый ресурс – дешевую рабочую силу из страны-соседки, демонстрирует не самый большой, но совершенно уверенный рост. Рост экономики стимулирует спрос на электроэнергию, строить новые газовые электростанции Еврокомиссия точно не позволит, это было бы откровенным "перебором". Согласитесь, что обстановка внутри ЕС способна заставить улыбаться любого, кто не поленится присмотреться к ней внимательно. Если говорить о заполошности выступлений польских политиков, то причина их истеричного состояния, скорее всего, именно в этом. Не хочется платить штрафы за угольные электростанции, не хочется продолжать контракт с "Газпромом", но хочется, чтобы экономика продолжала расти – тут уж точно станешь нервным.
Выход из этого тупика для Польши совершенно очевиден – ей достаточно начать выстраивать отношения с Россией на равноправной основе, и все сразу встанет на свои места. Контракты, которые предлагает "Газпром" своим европейским партнерам, предусматривают сроки действия от десяти лет и выше – значит, строительство новых электростанций можно будет вести, аккуратно рассчитав сроки окупаемости необходимых инвестиций. Распланировав строительство станций замещения, можно будет обеспечить основу для дальнейшего роста своей экономики, получить возможность согласовывать график декарбонизации энергетики с ЕК. Традиционная дилемма, от которой мало кому удавалось уйти: хочешь стабильности развития – поддерживай добрососедские и равноправные отношения с Россией, и все у тебя получится. Хочешь возглавлять колонну штатных русофобов – плати. Плати отсутствием стабильности, плати в буквальном смысле слова за более дорогие энергетические ресурсы, плати падением конкурентоспособности своей промышленности. Россия – страна добрая, она всегда позволяет право выбора, добровольного и осознанного.
Для добродушной снисходительности у России и "Газпрома" есть очень и очень основательная причина, увидеть которую не сложно, и я уверен, что она тоже поднимет вам настроение. На пресс-конференции после годового собрания акционеров "Газпрома" летом этого года председатель правления Алексей Миллер назвал максимальный объем газа, который концерн может поставить в Европу на основании действующих договоров с газовыми компаниями – 205 млрд кубометров.
Теперь немного арифметики.
Если сложить мощности магистральных трубопроводов, действующих и строящихся – первого и второго "Северных потоков", потоков "Голубого" и "Турецкого", "Ямал–Европа", не забыть про поставки в Прибалтику и в Финляндию, то мы получим цифру 195 млрд кубометров. Разница в 10 млрд кубометров – это то, что "Газпром" технически не сможет "протолкнуть" в Европу в том случае, если все потребители российского газа разом, одновременно затребуют максимальные поставки. Эти 10 млрд кубометров и есть тот объем, для которого теоретически необходим транзит через Украину. Вот теперь оцените "вишенку на торте": если Польша откажется от продолжения договора с "Газпромом", то максимальный объем поставок в Европу уменьшится ровно на 10 млрд кубометров. Как только очередной польский политик откажется от поставок российского газа, в Европе резко упадет цена на металл – Украина с чистой совестью сможет начать "пилить трубы" и сдавать их на металлолом.
Конечно, моя фамилия заставляет меня с уважением относиться к родине предков. Но если господа поляки своими руководителями выбирают клоунов – я не могу не улыбаться!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.