Немало интересного щедро рассыпано и за пределами Старого Таллина — старинные поместья, церкви, замки… Об этом направлении исторического туризма в нижеследующем интервью нам сегодня поведает профессиональный гид Дмитрий Унт.
— Дмитрий, как давно вы занимаетесь именно этим экскурсионным направлением?
Дмитрий Унт: Существует оно, разумеется, уже далеко не первый год, но лично я оказался вовлечён в это не так давно. В прошлом году на меня вышли представители одной турфирмы с предложением подготовить программы автоэкскурсий по Эстонии — но так, чтобы тематика была свежая, не затёртая. И я подготовил две программы — «Мир старинных мыз» и «Предрождественское путешествие по «царским» мызам». Темы вызвали живейший интерес.
— Что из себя представляют маршруты этих экскурсий?
— «Мир старинных мыз» — это Вяэна (волость Харку), Харку, Сауэ, Лайтсе, замок Колувере, церковь Кулламаа, мыза Кумна. У этих объектов, помимо их исторической ценности, ещё и интересные владельцы на всех этапах истории.
«Предрождественское путешествие по «царским» мызам» связано с пребыванием в наших краях императора Петра Великого, его жены Екатерины Первой и «полудержавного властелина» — Александра Меншикова. Этим историческим личностям действительно принадлежали мызы в Маарду, Костивере, Виймси, и сюда же входит дом-музей Петра Первого.
В первой половине 18 века в Эстонии невозможно было закупить продукты в должном количестве для прокорма высокопоставленных лиц с их свитою, поэтому требовался кусок земли с хозяйствами и крестьянами. К примеру, двор Екатерины Первой составлял человек двадцать, а в то время купить на местных рынках продовольствия для регулярного питания такого количества людей было нереально.
Почему маршрут предрождественский? Во время экскурсии мы знакомимся с особенностями празднования православного и лютеранского Рождества, с особенностями православной и лютеранской рождественской кухни. Как мы знаем, Пётр Первый проводил европеизацию всех сторон российской жизни, в том числе это касалось и вопросов гастрономического характера. И в наших краях, в недавно присоединённой провинции Эстляндия, царь мог вкушать плоды европейской кухни уже в качестве полноправного хозяина, а не гостя.
— Давайте теперь коснёмся сохранности данных исторических объектов.
— В 1919 году независимая Эстония провела отчуждение собственности прежних хозяев-неэстонцев. Прежним хозяевам (в основном это были, конечно, немцы) оставили примерно 25 процентов земли, но все главные здания, все особняки отняли. Как правило, в мызах открывались сельские школы, что и спасло эти здания. То же, что по каким-то причинам оставалось бесхозным, было растащено, разорено и разломано местными жителями. Печальный тому пример — замок Николая фон Глена. Добавлю также, что некоторые здания были переданы в дар ряду политических и военных деятелей Эстонской Республики.
Удивительный факт, но в послевоенное время (имею ввиду, после Великой Отечественной войны) силами совхозов и колхозов по собственной инициативе было восстановлено немало мыз и даже замков, например, в Кийю, Вао, Пуртсе. А с замками дела обстояли ещё хуже, чем с мызами: если на сегодняшний день из примерно 1200 с лишним мыз, по последним данным в приличном состоянии находятся 139 зданий, то из известных по историческим источникам восьмидесяти двух замков лишь девять имеют более-менее смотрибельный вид.
В качестве положительного примера могу привести замок Колувере (находится в 70 км от Таллина). В этом мощном, эффектно выглядящем сооружении долгое время была устроена детская колония, а позже — сумасшедший дом.
— Насколько, по вашему мнению, местная старина интересна самим эстонцам?
— К сожалению, как я замечаю, к истории родного края молодые поколения эстонцев по большей части совершенно равнодушны. Конечно, среди эстонцев есть и вдохновлённые энтузиасты, отдающие немало сил популяризации древней истории своей страны, но широкого интереса всё же не наблюдается. Вот среди приезжих, среди туристов, надо сказать, интерес к этой теме немалый, попадаются люди, глубоко вникающие в детали, различные нюансы. И я рад, что могу по мере сил и знаний удовлетворять их жажду знаний, рад, что принадлежу к той когорте людей, что хранят и популяризируют культурное наследие Эстонии.