Пенсии подавляющего большинства пенсионеров Эстонии не отвечают потребностям европейского человека ХХI века. Наши пенсии обеспечивают лишь возможность выжить, причем очень скромно. Их не хватает на развлечения, удовлетворение культурных потребностей, путешествия – на все то, что помогает человеку почтенного возраста поддерживать хорошее настроение и тем самым продлевать себе жизнь, как показывает опыт многих западных стран. Эстонский пенсионер, как правило, относится к числу малообеспеченных, подавлен грузом повседневных забот, а в результате – «цветет» целым букетом хронических болезней. Разглагольствующие о повышении пенсий политики разводят руками и рассказывают о катастрофе пенсионного фонда, вызванной сокращением численности трудоспособного населения.
В то же время, говоря о будущем, надо учитывать, что Эстония не может навечно оставаться страной низкой производительности труда. Мы должны добиться того, чтобы растущая производительность труда, роботизация и информационные технологии компенсировали сокращение численности населения и пенсионный фонд стал расти вовсе благодаря осовремениванию экономики. Использование более современных технологий позволило бы также шире использовать в трудовом процессе людей старшего возраста, что, в свою очередь, повысило их жизненный уровень и улучшило состояние здоровья, потому что человек, который ощущает свою необходимость обществу, гораздо сильнее противостоит всякого рода болезням.
Тема пожилых людей тесно связана с принятыми в обществе ценностями и видением им своего будущего. Однако краткий формат ответа не позволяет подробнее останавливаться на всех этих аспектах.
Всеволод Юргенсон — член районного собрания Мустамяэ (г. Таллин).