Если вкратце, тезис Ильвеса выглядит как-то так: Эстония сделала себе э-государство не потому, что у нее технологии развитые, а потому, что политики и чиновники осмелились себе его заиметь.
Потом он добавил следующее:
«…Правительство каждой страны может управлять технологией. Тем не менее не каждому правительству хватает смелости адаптировать с этой целью политику или подходящие законы…»
И это тоже верно. Не всем хватает смелости. Вопрос – почему «не хватает». Тут вот ведь какое дело – далеко не каждому человеку хватает смелости ходить на руках по карнизу 9 этажа. Но на это есть вполне так объективные причины – он не хочет упасть и разбиться насмерть. Управление государством всегда должно быть несколько консервативным – те, кто государством управляют не только своей головой рискуют, но и головами людей, которые им «государственный штурвал» вручили.
Не спорю – многие аспекты эстонского э-государства мне нравятся. Они удобные, правда. Тем более, я не очень-то люблю общаться с людьми и лютой ненавистью ненавижу любые кабинеты и очереди в них. Так что к самой идее электронного государства я отношусь строго положительно и мне, в общем, повезло, что я родился в стране, где правительству-таки «хватило смелости».
Некоторые, но не все. К примеру, электронное голосование напоминает именно хождение на руках по краешку крыши небоскреба демократии. Демократия – это такая штука, которая стремительно хиреет сразу после того, как демократические процедуры перестают подвергаться обоснованной критике. Посмотрите на Соединенные Штаты – у них что ни выборы, то «драка за бюллетени». В Эстонии же усомнившийся в процессуальном соответствии интернет-голосования демократическим стандартам автоматически объявляется едва ли не врагом всего современного и это в лучшем случае. Можно еще пятой колонной его объявить, а то чего он в обоснованности смелости эстонского правительства сомневается? Наверняка на Кремль работает.
Вот только в других странах такие аргументы «не проканают». Поэтому правительства других стран электронного голосования и не вводят. Боятся. Боятся, что собственное население с них спросит за такие выкрутасы с демократией.
Вообще, после Эстонии логичнее всего ввести процедуру э-голосования в Северной Корее. Там вопросов по политике партии вообще не задают.