И об эстонской культуре. Все мы знаем, что «художник должен быть голодным». Но большинство художников такое положение дел никогда не устраивало. Поэтому еще с древних времен тянулись они к сильным мира сего, которые могли отсыпать бренного злата за высокое, ну или не очень высокое искусство. Был, правда, профессиональный риск — ослепить, к примеру могли, руки отрубить, а то и убить. Ну, если художественные эксперименты не слишком понравились или, наоборот, понравились слишком сильно.
Сейчас эти темные времена остались в прошлом и глаза художникам вроде как выкалывать перестали. А вот зарплату платить не перестали. Правда художникам ли? «Минимальная зарплата работников сферы культуры вырастет до 1150 евро» — радостно отчитался министр культуры Индрек Саар. Брутто, правда, так что в сравнении с парламентскими зарплатами довольно скромно. В принципе, декларируемая цель-то благая — к 2020 году эти самые деятели культуры должны зарабатывать не менее, чем средняя эстонская зарплата. Подкачало, как всегда, исполнение.
Для начала, речь идет о «деятелях культуры» исключительно в государственном смысле слова. Это работники государственных учреждений, публично-правовых институтов, фондов и уездных библиотек. И только те, у кого есть высшее образование или очень специфические навыки, которые к этому образованию можно прировнять. Из всех этих категорий граждан сопереживаешь только работников фондов и архивов, да и то только потому, что знаешь как небогато живут эти категории работников культуры в РФ.
Оплачивать же бутерброд с икрой для остальных работников эстонских государственных учреждений лично мне, как налогоплательщику, не очень-то и хочется. Особенно без четкого понимания на что пойдут деньги. Потому как, к примеру, новоиспеченный сотрудник Эстонского института памяти Сергей Метлев — это кто угодно, только не деятель культуры. Эстонская Республика, как по мне, вообще слишком много тратит на штатных пропагандистов «от культуры», которые даже не пытаются заниматься хоть чем-то хоть как-то похожим на культуру.
Да, министр культуры еще раз дал понять, что в Эстонии можно хорошо кушать, если пристроиться к «хлебной» государственной должности. А то кто-то до этого не догадывался? Да, я согласен с тем, что определенное количество деятелей культуры, особенно деятелей культуры, занимающихся не самыми интересными большинству граждан вещами, которые, тем не менее, важны с точки зрения именно исторической и культурной ценности, общество должно поддерживать.
Но, возможно, эти самые «культурные зарплаты» нужны не только «чиновникам от культуры»? А то как-то все больше выходит, что потребителей эстонской культуры в Эстонии все меньше. Основным же заказчиком у «производителей эстонской культуры» опять-таки является не конечный потребитель, а все то же Эстонское государство. Внутри страны спрос невелик, да и за рубежом эстонская культура, как правило, не очень-то известна.
Вот и получается, что зарплаты растут, государство тратит на «культработников» немаленькие деньги, да и «культпроизводители» субсидируются. А культуры все меньше и качеством она далеко не всегда блещет.