Нас уверяют, что поскольку население Эстонии стареет, необходимо ввезти в страну трудовых мигрантов как из Европейского союза, так и из третьих стран. Называется цифра не менее в 100 000 человек. Труд этих людей должен уберечь нашу пенсионную систему и Больничную кассу от развала, которая обязана обеспечить лечение всё увеличивающегося числа престарелых, страдающих хроническими заболеваниями. Предприниматели всё чаще говорят либо об отмене квот на ввоз рабочей силы, либо об их значительном увеличении.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Привлечение в страну рабочих из других стран – не самая популярная тема среди народа. Несмотря на то, что голос прагматиков, призывающих заглянуть правде в глаза и открыть государство для рабочих-иностранцев, звучит всё настойчивее, местные рабочие, получающие маленькие зарплаты, а также безработная молодёжь не понимают, почему вместо мотивации местных трудовых ресурсов и вложения средств в переобучение, предпочитается ввоз иностранной рабочей силы.
Старение эстонского населения – продолжительный процесс, начало которому было положено ещё в 20-х годах прошлого века. В промежуточные годы демографическую ситуацию в Эстонии смягчило прибытие в страну молодых рабочих из других республик СССР. Зато теперь, в годы наступления независимости, выполнившее свои экономические задачи общество, вступило в фазу старения.
Может показаться, что иностранная рабочая сила сможет решить проблему социальной напряжённости, связанную со старением населения, а также проблему нехватки рабочих рук в некоторых специальностях. Однако Европе, строящей свою экономику на трудовых мигрантах, большого успеха такая политика не принесла. Ещё в 1970-х годах в Германии признали, что социальные расходы на ввоз рабочих из Турции значительно превысили экономическую выгоду. Почему-то мы забыли этот урок и вновь пытаемся экспериментировать. Но, если такое крупное государство как Германия может себе позволить подобные опыты, Эстония должна тщательно проанализировать все риски, связанные с притоком рабочих мигрантов. Если близкие эстонцам по культурным традициям и трудовым навыкам русские, украинцы и другие народы бывшего СССР смогли быстро интегрироваться в трудовом отношении, то далёкие от нас по культуре мигранты вряд ли успешно войдут в этот процесс.
Необходимо поддерживать переобучение, рост производительности труда, использование роботов, работу пенсионеров
Ввоз специалистов некоторых профессий и контролируемая трудовая миграция неизбежны и акцептируемы, но нам нужно больше внимания обращать на рациональное использование своей рабочей силы и роботизацию несложных работ. Те же предприниматели, которые постоянно жалуются на трудности в поисках рабочих, не делают ничего для модернизации своих предприятий и роста производительности труда. Поддерживая политику ввоза иностранной рабочей силы, они надеются на помощь государства и европейские фонды, вместо того, чтобы квалифицированные кадры обучать в своей стране, а применение новых технологий помогло бы высвободить часть рабочих рук. Это слишком простой путь, и правительство в далёкой перспективе не должно идти на поводу у подобных прагматиков.
Нам нужно обучать своих малоквалифицированных рабочих, чтобы поднять их на новый уровень и изменить результативность работы. Если государство обещало предпринимателям за привлечение каждого иностранного IT-специалиста выплачивать по 2500 евро премии, то почему эти же средства не использовать для обучения этой профессии нашу молодёжь и даже людей среднего возраста? Утверждение, что наши люди не способны учиться, не выдерживают никакой критики. В этой области китайцы, индусы, русские и эстонцы считаются весьма талантливыми. Зачем приглашать китайцев или индусов, если у нас достаточно способных русских и эстонцев, предоставь им только такую возможность. Мы сохранили бы средства, предназначенные на ввоз иностранной рабочей силы, а переобучение своих специалистов обошлось бы гораздо дешевле, нежели интеграция иностранцев, при этом сохранило бы внутригосударственную стабильность.
Мы обладаем большим потенциалом в лице примерно 30 000 молодых людей, кто не учится и не работает. Можно махнуть на них рукой и сказать, что они малоспособны, а вместо них ввезти молодёжь из третьих стран. Насколько же недальновиден такой подход! Мы обязаны помочь этим тридцати тысячам, привлечь их к учёбе, трудовой деятельности, тогда и отпадёт необходимость в трудовых мигрантах.
Партия Реформ, возглавлявшая прежнее правительство, часто говорила о необходимости сокращения госаппарата. Нужно признать, что мысль хорошая, вот только средства её воплощения в жизнь никуда не годятся. Сократив расходы на полицию, здравоохранение и социальную сферу, как это сделали реформисты, невозможно создать ни успешное государство, ни даже предоставление первостепенных услуг.
Новое правительство могло бы сократить количество чиновников в министерствах и государственных департаментах, ведь дублирования, пустой говорильни и бесцельной возни в госучреждениях слишком много. А за счёт высвободившихся специалистов частный бизнес получил бы квалифицированные кадры.
Есть ещё одна возможность выбраться из нашей демографической ямы. Реально, а не на словах, необходимо начать процесс возвращения на родину покинувших её людей. Ведь за последние годы из Эстонии в поисках лучшей жизни выехало примерно 100 000 деятельных и способных специалистов. Подумаем, что могло бы их возвратить на родину? Мы уже не отсталая страна, какой была в то время, когда её массово покидали. У нас развитая экономика, мысли, нацеленные на будущее, наконец, несравненная природа и хорошие люди. Покажем бывшим соотечественникам наши преимущества, и тогда опять же уменьшится необходимость в привлечении извне специалистов с сомнительной подготовкой.
И последнее, сформируем в Эстонии чувство уверенности для тех, кто прожил здесь десятки лет и внёс свой трудовой вклад. И не нужно, по примеру реформистов, притеснять русскоязычную общину или, по примеру консерваторов, запугивать их. У русскоязычных людей важная роль в том, чтобы эстонцы на своей земле не превратились в меньшинство. Оценим это по праву!