Этот материал можно назвать продолжением моей статьи «О великих аутсайдерах рока или Гиганты в тени», в коей рассказывалось о рок-группах, чьё творчество вдохновляло нынешних титанов рока, тогда как сами вдохновители, увы, серьёзных карьерных успехов не добились.
В данной же статье я коснусь творчества ряда, можно так сказать, культовых исполнителей, сделавших «широкий замах», но так и оставшихся в силу разных причин, во втором, третьем и даже четвёртом эшелоне рок-звёзд. Кому-то не хватило упорства, кому-то — таланта, а кому-то просто не повезло. У них есть преданные фаны, но вот далеко не каждый встречный-поперечный любитель громкой музыки с ходу назовёт вам эти имена.
Angel
Карьера этой американской глэм-хард-роковой группы началась просто, бодро и гладко: собрались Angel в 1975 году, и в том же году на их концерт в одном из лос-анжелеских клубов случайно заглянул Джин Симмонс из KISS. Весьма впечатлённый выступлением (в особенности его поразила виртуозная игра клавишника Грега Гиуффрии), Симмонс, не мешкая, в ту же ночь дозвонился до президента «Casablanca Records» Нейла Богарта и настойчиво посоветовал тому подписать контракт с Angel – что в скорости и произошло. В том же году на «Casablanca» вышел дебютный альбом, содержащий потенциальный хит — помпезную композицию «Tower», на долгое время ставшую «открывашкой» концертов Angel. В плане имиджа Angel стали своего рода антиподами «чёрным и порочным» KISS – такие же высоченные каблуки и навороченные глэмовые шмотки, но белого цвета — действительно, ни дать ни взять ангелочки.
После первых трёх бодреньких хард-роковых альбомов, деятели из «Casablanca» решили направить «ангелов» на более попсовый путь, и путь этот оказался неверным: попс-рок от Angel, что называется, «не покатил», популярность группа стала вянуть, начались свары между музыкантами, что и привело к закономерному разладу и развалу в конце 70-х. В плане дальнейшей карьеры лучше всего сложилось у Грега Гиуффрии: после трёх сольных альбомов, он по совету всё того же Джина Симмонса, собрал группу House of Lords, чей мелодичный рок имел успех в восьмидесятых и чья карьера продолжается до сих пор, правда уже без участия Гиуффрии. А Angel периодически собирались, где-то выступали, что-то выпускали, снова распадались и снова воссоединялись. Группа существует и по сию пору, выступая по клубам — времена громкой, но, увы, столь недолгой славы остались в туманном прошлом.
Thor
Молодой и амбициозный канадский бодибилдер австрийских кровей Джон Микл (обладатель титулов «Мистер Канада», «Мистер США», призёр титула «Мистер Вселенная») решил прирастить свою славу ещё и рок-музыкой. Первый альбом мускулистого блондина, взявшего себе псевдоним Thor — «Keep The Dogs Away», вышел в Канаде в 1977 году и разошёлся неплохим для дебютанта тиражом в 50000 штук. В плане музыки это был тяжёлый глиттер-рок с грубоватым вокалом. Альбом хоть не супер, но некоторое количество хороших песен на нём имеется. Следующим опусом — «Only The Strong» — Thor разродился лишь в 1985году. Теперь воинственный качок исполнял «тяжёлый металл», одевался в длинный плащ, блестящие доспехи и потрясал главным атрибутом грозного скандинавского бога — молотом. Бедноватость и бледноватость в плане музыкальных идей и не выдающиеся вокальные данные, Thor пытался компенсировать пафосностью на грани комизма, что особенно заметно в его дешёвых и невероятно глупых клипах. Можно отыскать также концертные видео тех лет: в группе играют потрясающие музыканты, шикарно разодетый фронтмэн гнёт зубами стальную полосу — но на сольных концертах Thor с публикой заметно жидковато…
Параллельно неутомимый Микл пробовал силы и в кинематографе, снимаясь по большей части в недорогих постановках категории «Б». На альбомы Thor оказался весьма плодовит: дискография его обширна, но и мусора в ней предостаточно — хотя, при наличии свободного времени и терпения, из песен могучего Тора можно составить один вполне приличный сборник «The Best». Последний альбом — «Thunder Stryke 2» — вышел в 2014 году и представляет собой компиляцию как новых, так и неизданных ранее треков. Пополневший и размордастевший дядька (а что делать — годы-то берут своё!) ездит с концертами и теперь, и на концерты эти до сих пор кто-то ходит.
Death SS
Этот проект родился на свет в солнечной Италии усилиями двух оголтелых фанатов оккультизма и фильмов ужасов — вокалиста и поэта Стива Сильвестри и гитариста Пола Чейна. Зловещее название группы никакого отношения к нацизму не имеет и расшифровывается как «Смерть Стива Сильвестри» и по словам вокалиста символизирует смерть его прежнего с последующим возрождением к новой жизни под знаменем оккультизма. Естественно, люди с такими увлечениями не могли не нарядить участников группы в страшненькие карнавальные наряды — Вампир, Смерть, Мумия, Зомби, Оборотень и Призрак Оперы. За свою долгую, извилистую и ухабистую карьеру Death SS пережили и смены составов, и распады с последующими реинкарнациями. Бытует мнение, что именно они стояли у истоков дум и блэк-металла. Мнение спорное, но Death SS действительно перепробовали «на зуб» самые разные направления и ответвления тяжёлого рока — от дум-металла до готики и индастриал.
Вдохновлялись ли их имиджевыми наработками такие шок-рокеры, как Роб Зомби, Мерилин Мэнсон, GWAR и Lordi? Опять-таки сложно сказать: суперуспешной группой Death SS никогда не были, широчайшего распространения их творчество не получило. Вампир Сильвестри утверждает, что продвижению его группы к сияющей вершине музыкального Олимпа в числе прочих объективных причин активно мешают религиозные ханжи, обвиняющие Death SS в активной пропаганде сатанизма, но думается, основная причина кроется в отсутствии по-настоящему запоминающихся хитовых песен.
Turbonegro
Эта норвежская полупанк-полуметалл-полуглэм-группа (первоначально называвшаяся Nazipenis) собралась то ли в 1988 то ли в 1989 году в Осло. Группа сразу же сделала упор на скандальный имидж, что же касается текстов песен, то тут Turbonegro и вовсе перегнули палку: чего стоят такие, например, «перлы», как «Подотрись, пока течёт кровь» или «Рандеву с анусом».
Попытка бравых норвежских хулиганов в 1990 году покорить американскую публику, вылилась в абсолютно провальный тур, вызвавший большое разочарование у музыкантов и распад группы. Однако через годик мужики, перетряхнув состав, взялись за старое. После записи первого альбома в 1993 году и ряда концертов, в рядах Turbonegro опять заштормило, что привело к смене вокалиста — им стал пузатенький-бородатенький Ганс Эрик Хэсби, без всякого смущения стыривший у Элиса Купера его боевую раскраску, цилиндр и трость — не сумев, прочем, стырить ни талант ни харизму «короля шок-рока». В имидже участников коллектива появились оттенки «голубого».
С середины девяностых дела у Turbonegro пошли заметно лучше: выходили альбомы, гастроли хоть не отличались грандиозностью, но принесли определённый успех и некоторую известность. Однако, в 1998 году, ослабленное алкоголем и наркотиками здоровье «псевдо-Купера» Хэсби не выдержало напряжённого гастрольного графика, и бородач слёг на больничную койку, отчего группа надолго впала в спячку, вернувшись к жизни лишь в 2002 году. Ни шатко ни валко, но на определённом стабильном уровне карьера Turbonegro продолжает идти своим путём.
Danzig
Музыкальная карьера певца Гленна Аллана Анцалоне (сценический псевдоним Danzig — фамилия кого-то из его немецких предков) после участия в нескольких любительских командах, приняла уже более серьёзный оборот в им же созданной в 1977 году хоррор-панк-группе Misfits — раскрашенные под зомби качки с набриолиненными чубами лабали незамысловатые песенки на темы фильмов ужасов. Причём, что интересно, панковать Misfits стали не сразу, поначалу пробуя силы в области психоделического рока. Любительский уровень игры коллег вызывал и Гленна творческое неудовлетворение и в 1983 году он собрал новый проект — Shamhain. Именно на одном из концертов Shamhain бешеную энергетику крепыша-вокалиста по достоинству оценил продюсер Рик Рубин, предложив Гленну помощь в организации сольной карьеры. Гленн дал согласие, и прихватив из Shamhain своего товарища — бас-гитариста Ирри Вона, сколотил новую команду под названием Danzig.
В 1988 году Danzig разродились первым альбомом, названным незатейливо — «Danzig», обложку же украсил рогатый демонский череп, ставший символом новой группы. Музыкальное же содержание данного опуса — вязкий хард-рок с приблюзованным саундом в духе ранних Black Sabbath и вокал а-ля Джим Моррисон — обозначили стилистику группы на годы вперёд (лишь во второй половине девяностых Гленн стал экспериментировать с электронщиной). Отдельно стоит сказать о клипах Danzig: начиная со знаменитого «Mother», они, как правило, решены в скупой цветовой гамме, лаконичны по содержанию, но при этом весьма выразительны. И, конечно, бряцанье оккультной символикой: магические ритуалы в клипах, перевёрнутый крест с рогатым черепом на мощной волосатой груди вокалиста, мрачные тексты песен — всё это не раз давало повод СМИ обвинять Гленна в пропаганде сатанизма. К тому же в 2003 году он основал фестиваль «Blacknest of the Black» — своего рода альтернативу более традиционным что ли фестам, на которых не всегда находится место таким «тёмным» группам оккультного толка, как, например, Mortiis, Dimmu Borgir, Opeth, Begemoth и им подобным. Сам же Гленн сатанистом себя не считает: его интерес к подобным вещам скорее историко-культурологический.
В последние годы концертная деятельность Danzig пошла на спад: Гленн всё чаще сетует на накопившуюся усталость от гастрольных разъездов, и намеревается впредь ограничиваться небольшими локальными турами, а высвободившееся время посвятить иным своим увлечениям — кинорежиссуре, написанию сценариев и созданию комиксов «для взрослых». Кстати, в мире кино он не новичок: можно вспомнить нашумевший в своё время мистический триллер «Пророчество» с Кристофером Уокеном — во второй части франшизы Гленн сыграл падшего ангела.