Евросоюз возлюбил Африку, Индию и вообще все страны, способные хоть как-то помочь ему избежать энергетического кризиса, ставшего результатом антироссийских санкций.
Брюссель следует уже привычному сценарию – сначала принять политическое решение и лишь потом выяснять, что из этого получится и как справиться с проблемами, которые это решение создает.
Москва не захотела смириться с отведенной ей ролью покорного "наказуемого", смиренно принимающего санкции как суровую кару, и отвечает неожиданными и крайне болезненными для европейцев мерами и санкциями.
Справиться с ними Евросоюз надеется, в частности, и с помощью стран, до сих пор не пользовавшихся у европейских лидеров особым вниманием. Скажем, о существовании Анголы, Сенегала и Нигерии в Брюсселе вспоминали, прямо скажем, не каждый день.
Ныне же они в центре внимания как потенциальные поставщики нефти и сжиженного природного газа, который отчасти заменит российское сырье, и ожидают, когда Евросоюз приступит к процессу "обольщения". То есть начнет предлагать и соблазнять преференциями и финансовой помощью, заодно уговаривая отказаться от "лишней" идее строительства газопроводов в Африке, а вместо этого сосредоточить усилия на производстве СПГ.
Ожидается, что уже в этом месяце в Брюсселе будет утверждено решение о "внешнем энергетическом взаимодействии" как части пакета мер реализации плана по сокращению энергетической зависимости от Москвы. Согласие перечисленных африканских стран пока не получено, и стоит ожидать, что они совершенно справедливо много потребуют от Евросоюза за оказание ему срочной помощи. Но Брюссель ведет себя так, словно уверен, что все сделки уже у него в кармане.
Очевидно, предполагаемые поставки из Африки уже априори учитываются, когда европейские лидеры говорят о том, что могут найти альтернативу российским энергоресурсам. Но, похоже, что Брюссель выдает желаемое за действительное. И делает взаимоисключающие заявления о степени готовности стран Евросоюза к возможному прекращению поставок природного газа из России.
С одной стороны, как говорит комиссар по делам энергетики, представитель Эстонии в Еврокомиссии Кадри Симсон, "любое государство-член может стать следующим" после Болгарии и Польши, которые лишились поставок российского газа и сейчас получают его реверсом из других стран ЕС.
В то же время, Брюссель уверяет, что готов к предполагаемому скорому отключению газопроводов, которое может последовать уже в июне, когда для некоторых европейских покупателей газа истечет срок оплаты поставок. Если они по-прежнему будут отказываться платить рублями, Москва, вероятнее всего, поступит так же, как и в случае с Болгарией и Польшей, – перекроет вентили.
В то же время Брюссель говорит о том, что будет способен полностью отказаться от российского газа лет через пять, а в ближайшие годы сможет лишь значительно сократить его потребление. Если верно первое – "мы готовы к отключению", то неверно второе – "будем готовы через несколько лет" и наоборот.
Газ закончится раньше, чем Евросоюз сумеет найти альтернативных поставщиков
К 2030 году Евросоюз планирует в соответствии со своими природоохранными программами импортировать около 10 миллионов тонн "зеленого" водорода, то есть полученного методом гидролиза воды электричеством, добытым из возобновляемых источников.
Но поскольку на дворе пока только 2022 год, ни водород, благотворное воздействие которого на климат вызывает сомнения у ученых, ни ветрогенераторы и солнечные панели не могут компенсировать потерю российских энергоресурсов.
Предполагается удвоить пропускную способность Южного газового коридора, по которому поступает газ из Азербайджана, до 20 миллиардов кубов в год, но и этот проект рассчитан не на один год и никак не способен закрыть огромную брешь в поставках, ожидаемую уже в этом году.
Относительно оперативно могут сработать договоренности Евросоюза о радикальном увеличении импорта СПГ на 50 миллиардов кубометров и об увеличении поставок трубопроводного газа из других стран (Норвегия, Алжир, и Азербайджан) на 10 миллиардов кубов, как пишут специализированные европейские издания.
Но и здесь новые отношения с зарубежными производителями, включая Египет и Израиль, еще только предстоит налаживать, утрясая возникающую нехватку мощностей, танкеров, терминалов. Аналогичные проблемы ожидаются при реализации уже достигнутых договоренностей с США о поставках их сжиженного газа. Предполагается прибытие 15 миллиардов кубов дополнительного американского СПГ в 2022 году и около 50 миллиардов кубов ежегодно до 2030 года.
Рассматривается возможность увеличения поставок газа в ближайшие годы из Канады, а Япония и Южная Корея уже перенаправили ряд партий СПГ в Европу. Но очевидно, что к осени этого года Евросоюз – при всем желании и чтобы там не заявляли его лидеры – не способен закрыть свои потребности в газе, если из-за отказа оплачивать ресурс рублями лишится российских поставок.
Как минимум две страны ЕС, Словакия и Венгрия, как заявляет их руководство, не могут остаться ни без российского газа, ни без нефти, так как полностью зависят от них и хотят получить для себя право на исключение, то есть право не подвергнуться санкциям Брюсселя за продолжение закупок энергоресурсов в России и за оплату их рублями.
Рим предлагает выполнить требование Москвы и подписывать новые контракты, уже учитывая это требование, пока суд да дело, то есть пока Брюссель "тянет резину" и готовит, обещанное комиссаром Симсон обоснование и разъяснения относительно рублей. А значит ни о какой готовности, заявленной Брюсселем, ни о каком единстве и твердости позиции речь идти не может.
Скорее следует говорить о том, что Евросоюз надеется на неготовность Москвы прекратить поставки, то есть на то, что она блефует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.