Польша и Франция – против. Получится ли у Германии "утопить" атомную энергетику?

© AFP 2022/ LUDOVIC MARIN

Атомная энергетика становится в Евросоюзе темой номер один. О ней говорят много и убедительно как ее сторонники, так и противники.

Накал борьбы между европейскими столицами из-за атомной энергетики достиг апогея. В скором времени, как ожидается, Еврокомиссия представит проект решения о новых нормах налогообложения энергетики.

От того, будут ли работающие на природном газе и атомные электростанции официально признаны достаточно "зелеными", зависит сколько будет стоить их строительство и какие налоги они станут платить. Проще говоря, речь идет об очень крупных суммах, а также о раскладе сил в лагерях сторонников и противников атомной энергетики.

Надежды европейских сторонников атомной энергетики не оправдались. Берлин, пребывающий в полузамороженном состоянии из-за формирования нового коалиционного правительства, не промолчал, снова выступив против атомной энергетики.

Исполняющая обязанности министра окружающей среды и ядерной безопасности Германии Свенья Шульце подтвердила свое несогласие с включением ядерной энергетики в список подлежащих льготному экологическому налогообложению источников энергии.

© AFP 2022/ LEON KUEGELER
Министр окружающей среды и ядерной безопасности Германии Свенья Шульце

Министр заявила в интервью Funke Mediengruppe, что будущая правящая коалиция не хочет оказаться в положении правительства, поставленного перед фактом решения, уже принятого другими союзными государствами. Тем более, что в левую коалицию предположительно войдут немецкие "зеленые", занимающие довольно жесткую позицию неприятия АЭС.

Против электростанций, работающих на природном газе, Германия ничего не имеет, но атомная энергетика в стране очень непопулярна. Свои собственные АЭС немцы сворачивают и явно не хотят, чтобы их в большом количестве начали возводить и модернизировать на средства фондов альянса соседние союзные государства. Включая и Францию, которая возглавила группу стран-сторонников развития атомной энергетики.

"Мы не хотим ядерной энергии, мы не считаем ее устойчивой, и мы не хотим, чтобы Евросоюз поддерживал ее. Позиция Германии по этому поводу ясна, и "мы не единственные, кто так считает", – заявила Шульце. По ее словам, никакого решения по ядерной проблеме в Брюсселе принято не было, "даже если Франция сейчас очень громко отстаивает свои интересы".

Не могут забыть Чернобыля и Фукусимы

Ядерную энергетику нельзя считать верным решением в борьбе с изменением климата, считает министр ФРГ, поскольку стоит она дорого и на строительство станций уходит слишком много времени.

"Предположим, мы все-таки решили вернуться к атомной энергетике. Вы находите сообщество, которое хочет построить атомную электростанцию, вы подаете заявку на разрешения, вы вызываете крупный социальный конфликт, а затем вы строите – и вот она появилась, но после 2045 года. Это не поможет в борьбе за климат", – уверена Шульце.

С ней можно было бы согласиться по обоим пунктам возражений против АЭС, если бы речь шла только о "традиционных" крупных станциях и если бы их надо было возводить обязательно к определенной дате и никак не позднее.

Но жизнь в Евросоюзе, надо надеяться, через четверть века не закончится, и относительно чистая энергия по-прежнему будет нужна. А строить можно и небольшие, модульные АЭС. И все это Берлин понимает не хуже, чем Париж, нуждающийся в финансировании французских атомных станций, покрывающих сейчас до 70% энергопотребления страны.

Дело, думается, в том, что немцы не очень доверяют своим союзникам по альянсу, сомневаясь в их способности обеспечить надежную, безопасную работу станций. Германия и свои АЭС сворачивает из-за опасения аварий.

"Произошли две крупные аварии, Чернобыль и Фукусима. И мы приняли сознательное решение не делать этого больше, потому что это слишком опасно в такой густонаселенной стране, как Германия", – поясняет немецкий министр. Берлин сделал выбор в пользу станций, работающих на природном газе.

Демарш Германии, за которой часто остается последнее слово в случаях неоднозначных дискуссий между государствами альянса, может серьезно пошатнуть позиции сторонников атомной энергетики. Хотя уже казалось, что у них на руках "все козыри": положительное мнение официальных экспертов, сплоченный фронт стран-единомышленников.

В середине октября группа из десяти государств альянса, выступивших за строительство новых АЭС и признание их достаточно "зелеными", чтобы получать льготное финансирование, направила в Брюссель совместное заявление. Которое позднее поддержало еще несколько европейских столиц.

"Атомная" дискуссия обещает быть яркой и зрелищной

Вопреки многочисленным разговорам о возможности строительства в Эстонии собственной атомной мини-станции взамен закрывающихся сланцевых электростанций, Таллина не было ни в группе "десяти", ни в списке тех, кто присоединился к ним позднее. Однако он не выступил и против АЭС, отметив, что не исключает использование атомной энергетики в будущем. Нет Эстонии и среди явных сторонников газовой энергетики.

Тем временем ряд восточноевропейских государств уже подписывает соглашения с потенциальными подрядчиками, намереваясь модернизировать уже существующие и строить новые АЭС. Вслед за Польшей такие договоры подписала в начале ноября Румыния, договорившаяся с США о возведении "первого в своем роде" завода малых модульных реакторов (SMR). Предполагается, что первые реакторы в Румынии дадут ток уже к 2028 году.

Еврокомиссия, насколько известно из "утечек" содержания служебных документов, собирается предложить европейским столицам рассмотреть компромиссный вариант отношения к атомной и газовой энергетике.

"Зелеными" предлагается признать оба направления развития, но экологические требования к ним предлагается ввести настолько жесткие, что они не устроят оба энергетических лагеря: и "атомщиков", и "газовиков". Так что дальнейший разговор с Брюсселем в роли "главного врага" обещает быть зрелищным.

Критики позиций Берлина, выступившего против АЭС, считают, что его атака в большей степени вызвана внутриполитическими проблемами с формированием новой правящей коалиции с включением в нее "зеленых".

При этом реальных шансов утопить планы наделить "зеленым" статусом атомную энергетику у немцев нет, так как для этого им необходимо заручиться поддержкой квалифицированного большинства в Совете Евросоюза. То есть им нужны голоса как минимум 15 стран альянса, составляющих не менее 65% населения блока.

С учетом того, что Франция, Польша и ряд других крупных стран альянса выступают за АЭС, Германия явно не сможет собрать в противовес требуемое подавляющее большинство. Зато у некоторых малых государств с их четко не выраженной "атомной позицией" есть возможность выгодно сторговать свои голоса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.