Осень текущего года может стать роковой для экономики Эстонии. 17 сентября цена электроэнергии на бирже превысила 160 евро за мегаватт-час. Это может оказать крайне негативное воздействие на промышленность, внешнюю торговлю и рынок труда страны.
"Зеленый" переход мимо не пробегал?
Внештатный профессор Университета Восточной Финляндии и член правления консалтинговой компании по энергетическим вопросам Balesene OÜ Андрей Белый в комментарии Baltnews заявил, что считает причиной резкого скачка во всех странах Европейского союза рост цен на газовом рынке.
Эксперт не видит в этом прямой связи с "зеленым" переходом ЕС. Он отметил, что, несмотря на курс к углеродной нейтральности Эстония не будет отказываться от традиционных методов производства электроэнергии.
"Зеленый" переход связан желанием стран, входящих в Европейский союз, в том числе и Эстонии, сократить выбросы CO2. Но, скорее всего, Эстония не собирается полностью отказываться от использования электроэнергии, производимой из горючих сланцев", – добавил Белый.
По его словам, правительство Эстонии работает над устойчивым обеспечением страны электроэнергией. Для этого планируется построить атомную электростанцию малой мощности, проект которой уже готов.
Что будет с экономикой?
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич заявил Baltnews, что в контекте Эстонии нельзя говорить об экономике в классическом понимании.
"На экономику Эстонии рост цен на электроэнергию сильно не повлияет, потому что самой экономики в привычном понимании у нее нет. Если бы в Эстонии были те промышленные предприятия, которые были на ее территории в советское время, для нее такие цены на электричество были бы катастрофой. За последние 30 лет энергоемкость народного хозяйства сильно сократилась. Бытовое потребление электроэнергии выросло, а сельскохозяйственное и промышленное – уменьшились," – пояснил эксперт.
По его словам, повышение стоимости электричества больше всего ощутят обычные жители Эстонии. При таком подорожании резко вырастут не только коммунальные платежи, но и расходы потребителей. Межевич добавил, что в конечном счете это может привести к снижению уровня жизни в стране.
"Эстония не является бедной страной, это государство с уровнем доходов выше среднего. По уровню жизни она обогнала целый ряд восточноевропейских стран. Повышение цен на электроэнергию на 70–100% может свести этот рывок в развитии к минимуму, потому что людям придется платить за электричество гораздо больше", – отметил эксперт.
Эстония сама себе навредила, начав "зеленый переход", потому что теперь Таллин даже при повторном запуске ранее законсервированных мощностей по производству электроэнергии все равно не сможет снизить затраты.
"Стало известно, что Эстония расконсервирует энергоблоки тепловых электростанций в Нарве (Балтийская и Эстонская электростанции – прим. Baltnews), которые используют в качестве топлива горючие сланцы. С точки зрения эстонских политиков, эти станции считаются устаревшими, но на данный момент альтернативы им нет. Эти мощности по производству электроэнергии, производящие большие выбросы, порождают другую проблему. Это вопрос оплаты углеродной квоты. Таким образом, Эстония на первом этапе будет делать электроэнергию дешевле, но затем ее стоимость будет существенно возрастать за счет оплаты углеродной квоты", – пояснил Межевич.
По словам эксперта, подорожание электроэнергии коснется всех сфер экономики Эстонии, в том числе и внешней торговли, поскольку в цену каждого товара заложена стоимость электроэнергии, затраченной на его создание. Это может привести к снижению конкурентоспособности некоторых эстонских товаров на внешних рынках.
"Эстония – это страна, которая экспортирует весьма ограниченную товарную номенклатуру, не производит для внешних рынков энергоемкую продукцию, как например Россия, Казахстан или Азербайджан, но все равно подорожание будет. Например, знаменитые эстонский клееный брус и каркасные деревянные дома, которые являются очень хорошим экспортным товаром, потому что изготовлены из натурального дерева, с применением современных технологий, тоже подорожают. Это связано с тем, что сушка дерева – это очень энерго- и теплоемкий процесс. Подорожание электричества будет таким, что даже производство программных продуктов на персональном компьютере будет немного менее рентабельным", – заявил Межевич.
Он сомневается, что Европейский союз будет оказывать дополнительную финансовую помощь Таллину для преодоления кризисной ситуации.
Что ждет рынок труда?
Руководитель Нарвского профсоюза энергетиков Андрей Зайцев также считает, что резкое подорожание электроэнергии негативно отразится на состоянии экономики Эстонии, – оно может привести к росту цен и сокращению рабочих мест. Глава профсоюза добавил, что ранее он указывал правительству на такую опасность.
"Касательно экономики – я уже говорил, что весь оставшийся в Эстонии бизнес из-за таких высоких и нестабильных цен будет либо сворачиваться, либо повышать цены для того, чтобы потребители оплачивали повышенную стоимость. Это касается сферы обслуживания, питания – все их услуги станут дороже. Для людей и экономики это плохо", – заявил Зайцев в комментарии Baltnews.
Он добавил, что дорогое электричество не только может уничтожить существующие рабочие места, но и не даст появиться новым, снизив инвестиционную привлекательность страны.
"У нас есть несколько промышленных парков, куда планировали зайти компании, в том числе и российские. Сейчас потенциальные инвесторы задумаются, стоит ли им строить предприятия в таком нестабильном регионе", – отметил Зайцев.
От политиков звучало много призывов компенсировать повышение стоимости электричества незащищенным слоям населения. По мнению эксперта, из-за существующих правил торговли электроэнергией реализовать на практике это будет трудно.
"Я как специалист в области энергетики понимаю, как происходит ценообразование, и не могу ответить, как это (государственная компенсация повышения стоимости электроэнергии – прим. Baltnews) может выглядеть на практике. Цены на электричество диктуются биржей, и от Эстонии здесь зависит крайне мало. У нас очень много продавцов электроэнергии. Согласно правилам, установленным в стране, производитель электричества не может быть продавцом", – отметил Зайцев.
Он считает, что в Эстонии, помимо мощностей, производящих электроэнергию из возобновляемых источников, необходимо иметь предприятия, которые будут функционировать постоянно и смогут обеспечить выработку электроэнергии в отсутствие ветра или солнца.