"Северный поток–2" будет запущен в конце 2020 года, уверяют в "Газпроме". Официальный представитель компании-оператора Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер в интервью с Baltnews рассказал, способны ли новые атаки экологов из Германии на газопровод помешать его строительству, насколько экологичен проект и как он поможет Европе стать более "зеленой".
– Г-н Мюллер, на днях экологическая организация Deutsche Umwelthilfe (DUH) подала иск в Верховный административный суд Грайфсвальда с требованием проверить обоснованность разрешения властей ФРГ на строительство трубопровода. Сможет ли этот иск помешать строительству?
– Это маловероятно, поскольку проект был одобрен компетентными органами всех пяти стран, через воды которых проходит трубопровод, на основании комплексных оценок воздействия на окружающую среду. Более того, многолетний экологический мониторинг трубопровода "Северный поток", который эксплуатируется уже около восьми лет, а также экологический мониторинг строительства "Северного потока–2" подтверждают соблюдение всех экологических требований.
– Это уже не первый раз, когда в Германии выдвигают экологические претензии к проекту. Почему это происходит?
– Как правило, разработчики проектов небольших или крупных инфраструктурных проектов нередко сталкиваются с апелляциями и судебными исками. Наш проект был реализован в строгом соответствии с действующим национальным, международным законодательством и законодательством ЕС.
– Насколько экологичен "Северный поток–2"?
– Наш трубопровод и построенная недавно в России инфраструктура для подключения новых месторождений на севере Сибири являются самыми современными и экологически безвредными системами в мире для добычи и транспортировки природного газа.
Сравнительные исследования интенсивности выбросов различных типов инфраструктуры подтверждают, что "Северный поток–2" является вариантом транспортировки с наименьшими выбросами на начальных звеньях цепочки, особенно по сравнению с СПГ.
Для того, чтобы Евросоюз мог достичь своих климатических целей, необходима большая доля газа в структуре энергетики. Например, за счет увеличения использования природного газа вместо угля в производстве электроэнергии Германия смогла значительно сократить выбросы CO2 в 2019 году.
– То есть газопровод поможет Европе стать более "зеленой"?
– В краткосрочной и среднесрочной перспективе, на фоне поэтапного отказа от ядерной энергетики и выработки электроэнергии на угле, надежные и конкурентоспособные поставки газа имеют решающее значение для экологически чистого энергобаланса этой крупнейшей отрасли в ЕС.
Проще говоря, использование годовой пропускной способности "Северного потока–2" в 55 млрд кубометров природного газа для выработки электроэнергии вместо угля само по себе позволит снизить выбросы CO2 на 160 млн тонн. Это эквивалентно ежегодным выбросам CO2, производимыми 34 млн автомобилями.
Вообще немедленная замена угля на газ в производстве электроэнергии в Европе с использованием существующих газовых электростанций позволила бы сэкономить миллиарды тонн CO2. Поэтому конкурентоспособные поставки газа просто необходимы в борьбе с изменением климата.
– На протяжении всего строительства "Северный поток–2" сталкивается с множеством трудностей: санкции США, претензии Польши. Когда проект только задумывался, в Nord Stream 2 предполагали, что он подвергнется таким нападкам?
– Газопровод "Северный поток–2" был задуман примерно в 2013 году как ответ на долгосрочные потребности европейского рынка в импорте природного газа, повышение безопасности и надежности поставок. "Северный поток–2" основывался на успехе первого проекта "Северный поток", который был признан во всем мире новым эталоном технических и экологических знаний.
Как разработчик проекта и коммерческая компания, мы работаем в рамках существующей правовой базы и должны полагаться на верховенство закона. Поэтому проект "Северный поток-2" с самого начала реализовывался в строгом соответствии со всеми применимыми национальными, международными законами и законами ЕС. Он был одобрен компетентными органами пяти стран на основании комплексных оценок воздействия на окружающую среду. Сейчас его реализация достигла очень продвинутой стадии.
– Когда вы рассчитываете, что "Северный поток–2" будет завершен?
– "Северный поток–2", а также компании, поддерживающие наш проект, убеждены, что скорейший ввод в эксплуатацию газопровода отвечает интересам энергетической безопасности Европы, европейских потребителей, экономической конкурентоспособности ЕС и обязательств Евросоюза по защите климата. "Северный поток–2" – это полностью разрешенный проект, построенный в соответствии с действующим национальным и международным законодательством
К 20 декабря 2019 года было проложено 2460 километров "Северного потока–2", когда наш подрядчик Allseas был вынужден приостановить укладку газопровода из-за угрозы санкций со стороны США. Европейская комиссия назвала эти санкции нарушением международного права. Сейчас нам нужно искать новые решения, чтобы проложить оставшиеся 6% нашего газопровода.
– В чем, на ваш взгляд, ценность "Северного потока–2"?
– "Северный поток–2" является транспортной мощностью, призванной дополнить существующую инфраструктуру и доставлять газ в разумных экономических условиях потребителям на внутреннем рынке Европы. Дополнительный объем повысит надежность поставок и конкуренцию, снизив цены. Это неоднократно демонстрировалось исследованиями рынка и экспертами.
Долгосрочные тенденции на европейском рынке остаются неизменными: ожидается, что в следующие пятнадцать лет собственная добыча газа в ЕС сократится вдвое.
Например, гигантское месторождение Гронинген в Нидерландах, на котором в 2013 году было добыто 54 млрд кубов газа, закроется уже в 2022 году. При этом спрос на газ в Европе с 2014 года растет на 3% в год.
В совокупности снижение добычи газа в ЕС и восстановление спроса на газ в Европе означают, что уже к середине 2030-х годов, если не раньше, там будет дефицит импорта в размере 120 млрд кубометров в год. Этот пробел необходимо восполнить за счет СПГ и трубопроводного газа из России как через существующую, так и через новую инфраструктуру.
Рынок должен определять долю каждого поставщика, поскольку честная конкуренция между различными поставщиками газа и инфраструктурой является необходимым условием функционирования рынка и намерением европейского регулирующего органа.
– Является ли этот проект политическим?
– Сейчас проект приобрел политическое измерение, поскольку предпринимаются попытки повлиять или остановить проект по политическим причинам. Политические аргументы также использовались некоторыми правительствами и компаниями как прикрытие их конкурирующих коммерческих интересов, стремящихся защитить существующую или планируемую энергетическую инфраструктуру.
Однако "Северный поток–2" – это коммерческий проект, финансируемый из частных источников. Он финансируется шестью крупными энергетическими компаниями для заполнения пробелов на рынке. Эта новая газотранспортная система будет конкурентоспособной, надежной и современной. Его цель – обеспечить надежную прямую связь между ЕС и крупнейшими в мире запасами газа на севере России.