Литва Китаю не сдается: запрет импорта не страшен, Азия и Океания нам помогут

© РИА Новости

Литва торопится убедить мир, что запрет Китаем литовского импорта на некоторую сельхозпродукцию – не великая проблема. И при этом спешно ищет новые рынки сбыта в Азии.

Официальная Литва поспешила отреагировать на действия Китая. В четверг, 10 февраля, как сообщили балтийские СМИ, после официального объявления Китая об остановке импорта некоторых продуктов из Литвы литовский премьер Ингрида Шимоните заявила, что никаких последствий для Литвы в результате этого решения не возникло. По ее словам, поставщики уже не экспортируют туда свою продукцию и нашли новые рынки.

По данным Еврокомиссии, объемы литовского экспорта в Китай в декабре 2021 года по сравнению с таким же месяцем позапрошлого года упали на 91%. Для Китая, который является крупнейшим в мире импортером говядины (страна в прошлом году импортировала в общей сложности 2,36 млн тонн говядины), потеря импорта из Литвы крайне незначительна. Насколько она значительна для самой Литвы (в Китай было отправлено в прошлом году 775 тонн), покажет время.

"По моим данным, практической проблемы сейчас из-за этого решения нет, поскольку экспорт в Китай этой продукции в последние месяцы не осуществляется и экспортеры переориентировались на другие рынки", – прокомментировала ситуацию журналистам находящаяся на Украине Шимоните. При этом она не решилась предположить, какими реальными причинами обусловлено решение Китая.

Она лишь добавила: "Если проблема в определенных документах, то я уверена, что Государственная продовольственно-ветеринарная служба (ГПВС) может выяснить относительно этих документов, которых недостает, или что-то другое с китайскими ведомствами".

Напомним, что Главное таможенное управление КНР в среду официально информировало ГПВС об остановке литовского импорта говядины, молочных продуктов и пива, причиной чего является недостаток требуемых документов. Руководитель ГПВС Мантас Сташкявичюс сказал, что с осени прошлого года Литва не экспортирует продукты животного происхождения в Китай, так как якобы предприятия сами отказались это делать.

Премьер-министр Ингрида Шимоните и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон на встрече в Лондоне, 8 февраля 2022

Baltnews накануне писал, что, на самом деле, таможенные системы Китая с декабря 2020 года, по сути, не принимают литовские товары, при этом в Литве подчеркивают, что официально Пекин об этом до сих пор не сообщал. Тем не менее еще в августе прошлого года Китай отменил грузовые поезда в Литву по магистрали "Один пояс, один путь" из-за неуважения Литвой суверенитета и территориальной целостности Китая, что проявилось в поддержке Тайваня и предложении открыть в Литве его представительство.

Вмешательство во внутренние дела КНР путем поддержки Тайваня в его попытках отделиться от Китая в международной сфере, в частности, поддержала и Эстония, правда, осторожно. Официальным лицам Эстонии приходится балансировать, чтобы и Китаю угодить, то есть дать понять, что Эстония не подвергает сомнению концепцию "одного Китая" и заинтересована в развитии торговых связей с Поднебесной, и не откалываться от балтийского единства и союзнических отношений, в частности, с лидерами западной демократии, у которых своя "незримая" война с Китаем.

Литва внедряется в Азию и Океанию

Тем временем литовский министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис, который возвращается после визита в Сингапур и Австралию, также коснулся запрета Китая. Он не стал утверждать, что литовскую продукцию уже пожелали заполучить другие рынки, но выразил уверенность, что эта продукция новые рынки найдет: "Большая часть продукции, которая уходила в Китай, обязательно найдет свои рынки. В этом поможет и максимально посодействует МИД".

© AFP 2022/ HOLLIE ADAMS
Глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич, глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис, глава МИД Великобритании Элизабет Трасс и глава МИД Эстонии Эва-Мария Лийметс, Лондон, 11 октября 2021

Министр добавил: "Поощрение экономических связей начинается с укрепления связей политических". Собственно, для этого он и отправился в Азию, где побывал в Сингапуре и Австралию, чтобы открыть для Литвы новые возможности на рынках Азии и Океании.

Балтийские СМИ сообщают, что министр иностранных дел Австралии, которая по сути является колонией Соединенного Королевства, Марис Пейн в среду в Канберре заявила о поддержке Вильнюса в споре с Пекином, поскольку и Австралия, и Литва сталкиваются с торгово-экономическим давлением со стороны Китая из-за своих политико-дипломатических позиций по некоторым вопросам.

На совместной пресс-конференции Пейн также сообщила, что Австралия намерена "в самое ближайшее время" открыть в Вильнюсе представительство правительственного агентства по торговле и инвестиционному развитию, чему Ландсбергис очень обрадовался. Созданная в 1986 Австралийская торговая комиссия (Austrade) является австралийским правительственным агентством по торговле и инвестиционному развитию, а в последнее время отвечает еще и за политику в сфере туризма.

В Сингапур? А как же демократия?

Глава литовского дипломатического ведомства в связи с визитом в Сингапур решил ответить на претензии критиков по поводу ценностной политики Литвы. Суть в том, что в споре с Китаем Литва декларирует важность демократических ценностей, но при этом развивает связи со страной, которую 50 лет возглавляет одна и та же партия, а свободы прессы и гомосексуальных лиц ограничены.

На это Ландсбергис сказал: Мне досадно, что иногда из-за поверхностного подхода или специального поиска каких-нибудь точек критики высказываются такие аргументы. У нас есть посольство в России, мы не разрывали дипломатические связи, у нас есть посольство в Беларуси, я не слышу высказываний, что оно должно быть закрыто". И добавил, что и с Китаем Литва не разрывала дипотношения: "<...> она просто налаживает торговые связи с Тайванем, а из-за этого последовала реакция Китая".

Напомним, что в октябре 2021 года КНР жестко отреагировала на решение Литвы в отношении представительства Тайваня и отозвала своего посла из Литвы. Это стало первым за 30 лет подобным случаем. А уже в ноябре, вслед за Литвой, Эстония и Латвия решили налаживать отдельные отношения с Тайванем на фоне углубляющейся конфронтации с Китаем.