Прибалтийские фермеры на себе чувствуют перемены, связанные с глобальным потеплением и вызванными им неприятными изменениями погоды.
Непривычно знойная, засушливая первая половина лета и дождливый август несут убытки эстонским аграриям, а потребителям обещают повышение цен на хлебобулочные изделия. Цены на пшеницу на мировых рынках уже бьют рекорды, а климатологи говорят, что нынешние засухи и наводнения – это лишь начало скорых драматических перемен в жизни европейских аграриев.
Засуха в июне и июле заставила эстонских фермеров понервничать и начать подсчитывать потери, а последовавшее похолодание и долгие дожди окончательно убедили местных аграриев в том, что год выдался неурожайным. Собрать планируется, по их словам, примерно на 20% меньше зерновых, чем в прошлом году.
Правда, высокие мировые цены на зерно на этот раз могут отчасти компенсировать потери Эстонии в объемах экспорта пшеницы и ячменя. Однако, как утверждают европейские обозреватели, странам ЕС следует готовиться к тому, что из-за изменения климата урожаи в дальнейшем будут сокращаться.
Страны альянса в этом году вынуждены сокращать экспорт зерна за счет уменьшения поставок пшеницы за рубеж. По данным Еврокомиссии – почти на 30% по сравнению с прошлым годом (хотя прогнозы урожая по окончательным итогам сезона остаются довольно высокими). Предполагается, что мировой рынок зерна и в целом ждут радикальные перемены.
Предвестник радикальных перемен
"Купол" зноя над Канадой, дожди во Франции, наводнения в Германии и других европейских странах, традиционно поставляющих на мировые рынки высококачественные твердые сорта пшеницы, из которых производятся, в частности, макаронные изделия и манка, больно ударили по доходам фермеров, принесли убытки практически всем ключевым поставщикам зерна.
Сообщается, что канадцы и французы из-за погоды могут потерять до трети своих урожаев твердых сортов пшеницы, цены на нее подскочили на треть, имеющиеся запасы оцениваются как недостаточные, и производители макарон паникуют.
На фоне болезненных потерь канадских, французских и немецких аграриев, убытки эстонских фермеров выглядит не так уж трагически, что, впрочем, вряд ли повышает им настроение. На протяжении всех последних лет прибалтийская республика успешно наращивала и площади выращивания, и урожайность.
В прошлом году зерновых в стране собрали более 1,6 млн тонн (более половины из них – пшеница), что стало абсолютным национальным рекордом. Так что низкий по сравнению с предыдущим урожай 2021 года – это не катастрофа. Но если климатологи правы в своих пессимистических прогнозах (а оснований в них сомневаться нет), то минувшие достижения, вероятно, уже не удастся повторить.
Недавние исследования показывают, что изменение климата происходит быстрее и масштабнее, чем ранее прогнозировали ученые. Потепление, которое отразится на сельском хозяйстве не самым лучшим образом, наступает в разных регионах с разной скоростью, и на территории Евросоюза оно скажется более драматично, чем в других регионах мира.
Эксперты снижают прогнозы урожая и экспорта пшеницы
В августе рыночные аналитики из-за тяжелых погодных условий во многих регионах мира значительно снизили прогнозы производства пшеницы, сократив ожидания более чем на 15 млн тонн по сравнению с тем, что обещали месяцем ранее. В целом зерна соберут, предположительно, все же немного больше, чем в прошлом году, но с твердыми сортами пшеницы ожидаются проблемы.
Своеобразным островом "зернового благополучия" остается Россия, которая благодаря обширной территории, плодородным землям и повышенному вниманию к развитию сельского хозяйства уже стала глобальным лидером экспорта некоторых видов зерновых, около двух десятилетий наращивая их поставки покупателям.
Предполагается, что и в этом неблагополучном году российские производители, несмотря на неблагоприятные условия в ряде регионов, сохранят за собой мировое экспортное лидерство. Во всяком случае, прогнозы международных экспертов указывают на предполагаемое увеличение объема российских зарубежных поставок зерна, в том числе и "макаронных" сортов.
В перспективе, как полагают аналитики, она может занять положение крупнейшего мирового производителя, в частности, пшеницы, далеко опередив всех конкурентов в Северной Америке и Европе.
Таяние вечной мерзлоты из-за глобального потепления дает россиянам возможность в будущем освоить обширные дополнительные угодья в северных регионах, пока не используемых для нужд сельского хозяйства. За счет них можно с лихвой компенсировать предполагаемое снижение вследствие изменения климата урожайности в российской "житнице" – плодородном Черноморском регионе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.