"Кульбиты гибридной войны". Как в Балтии нарушают международное право

© AFP 2022/ WOJTEK RADWANSKI

Европейский суд по правам человека принял заявления от мигрантов, застрявших на границе между Латвией, Польшей и Белоруссией. В Европарламенте есть мнение, что страны Балтии нарушают международное право.

Cтраны Балтии нашли оригинальный способ борьбы с миграционным кризисом – потоком нелегальных мигрантов, пытающихся проникнуть через белорусскую границу, пишет Русская служба BBC News. "Вместо того, чтобы принимать мигрантов и рассматривать их прошения об убежище, их разворачивают на границе и отправляют назад. Однако подобный подход вступает в противоречие с европейским законодательством", – отмечает автор публикации.

При этом активное использование терминов "гибридная агрессия", "гибридная атака", "гибридная война", которые балтийские политики активно используют в оценке происходящих на границе с Белоруссией событий, служит неким оправданием в деле нарушения законодательства Евросоюза.

Автор отмечает, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) уже принял заявления от двух групп мигрантов. В ЕСПЧ обратились афганцы, застрявшие между Польшей и Белоруссией, и иракские курды, застрявшие между Белоруссией и Латвией.

В свою очередь ЕСПЧ обязал Латвию и Польшу предоставить мигрантам пищу, воду, одежду, медпомощь и временную крышу над головой, если есть возможность, но еще не вынес окончательного решения по самим запросам мигрантов. Автор приводит уточнения Европейского суда: "соответствующие "временные" меры принимаются в исключительных случаях, то есть когда людям грозит реальная опасность" и "ни Латвия, ни Польша не обязаны пускать людей на свою территорию".

Какие законы ЕС нарушают в Балтии

Советник фракции "зеленых" в Европарламенте Алексей Димитров прокомментировал Русской службе BBC сложившуюся ситуацию и указал, что Латвия и Литва своими действиями нарушают сразу несколько международных законодательных актов. "Латвия нарушает больше. Потому что Латвия не только разворачивает людей на границе, но и запрещает им подавать прошения об убежище на территории, прилегающей к границе. В Литве такого запрета нет", – конкретизировал Димитров.

По его словам, "вторая часть шестого параграфа европейской директивы о предоставлении убежища говорит, что каждая страна ЕС обязана предоставить человеку возможность подать прошение о статусе беженца. Это можно интерпретировать по-разному в зависимости от того, что конкретно считать "прошением", ведь у мигрантов на границе нет с собой заполненного бланка с просьбой предоставить убежище".

Димитров считает, что "это не повод отправить человека назад, потому что каждая страна ЕС обязана дать мигранту возможность подготовить это прошение. В самой директиве это прямо не сказано, но это вытекает из решения суда Европейского союза, в частности, против Венгрии, которая тоже объявляла о чрезвычайной ситуации, препятствуя проникновению в страну нелегальных мигрантов, но суд встал на их сторону.

Отмечается, что литовские пограничники просят мигрантов подать прошение на ближайшем КПП или в посольстве Литвы, и лишь потом выдворяют отдельных мигрантов за пределы страны. Европейская директива разрешает подобную процедуру – страны обязаны принимать прошения, однако страны также могут определить, в каком конкретно месте они готовы эти прошения принимать. В европейской директиве есть пункт, согласно которому мигранта можно вернуть в третью "безопасную страну", если он пересек эту страну до того, как попасть в государство Евросоюза. Вот на эту концепцию и опирается Латвия в аннотации к правилам кабинета министров о чрезвычайной ситуации.

Латвийские власти считают, если мигрант прибыл из Белоруссии, то это и есть третья "безопасная страна", где беженца не будут преследовать из-за религиозных или политических взглядов и где нет боевых действий. Что совокупно позволяет просто вернуть мигранта в Белоруссию.

Димитров считает, что это не аргумент. По его мнению, степень безопасности третьей страны надо оценивать в каждом конкретном случае. "Возможно, для гетеросексуального мигранта страна безопасная, а для гея – небезопасная", – сказал европарламентарий. Он подчеркнул, что латвийские пограничники никакой индивидуальной оценки не проводят, так как на границе людей разворачивают вообще без проверок.

Отмечается, что в европейской директиве есть также пункт, согласно которому страна ЕС может провести ускоренную процедуру оценки прямо на границе, для чего поводом может служить предоставление ложной информации со стороны мигранта или отсутствие у него паспорта. При этом подавляющее большинство мигрантов прибывает в страны Балтии без документов. Следовательно, их можно было бы развернуть на границе, проведя ускоренную проверку, но этого не происходит – "ни Латвия, ни Литва не проводят вообще никаких проверок, даже ускоренных".

"Ну и, наконец, европейское законодательство позволяет отступать от соблюдения директив в случае угрозы национальной безопасности, войны и других глобальных катаклизмов", пишет автор BBC. Вот в этом месте и "приобретает актуальность термин "гибридная агрессия", который с первых дней кризиса используют литовские политики и которую быстро взяли на вооружение их латвийские коллеги".

"По версии официальных лиц Литвы и Латвии, речь идет не просто о потоке мигрантов, а о целенаправленных действиях режима Александра Лукашенко, где мигранты служат орудием. В таком контексте, считают политики, правила игры должны поменяться. В Латвии это произошло через объявление ЧС на границе, в Литве ограничились экстремальной ситуацией", – говорится в публикации. Автор приводит слова министра юстиции Латвии Яниса Борданса: "Одна или две соседние страны фактически начали гибридную войну".

А по словам Алексея Димитрова, странам Балтии "нужно будет еще доказать, что само по себе увеличение потока мигрантов можно считать реальной угрозой безопасности". В связи с этим "возникает закономерный вопрос: если Рига и Вильнюс нарушают правила, то почему их никто не наказывает?".

Так что насчет гибридной войны?

Димитров отметил две инстанции Евросоюза, куда теоретически мигранты могут обратиться с жалобой: ЕСПЧ, который оценивает соответствие ситуации Европейской конвенции по правам человека, и суд Европейского союза. Процесс в ЕСПЧ обычно долгий, а подателем заявления должно быть пострадавшее лицо. В суд ЕС может обратиться как национальный суд (например, если туда поступит обращение от мигрантов), так и Еврокомиссия, и "все сильно зависит от политической воли стран Евросоюза".

И вот в этом контексте Алексей Димитров подчеркнул, что "все аргументы про гибридную войну позволяют Еврокомиссии смотреть в другую сторону". Европарламентарий при этом отметил, что комментирует ситуацию, исходя из ее реалий в августе, а впереди – конец отпусков и начало работы Европарламента. Вот тогда и станет понятно, какое направление в ЕС примет отношение к миграционному кризису в странах Балтии.

Ранее Baltnews рассказывал, как сначала литовские политики инициировали идею оценивать миграционный кризис на своей границе как гибридную атаку Белоруссии против Литвы, которая вела в последние месяцы не самую дружелюбную политику в отношении соседки. Потом эту идею подхватили в Эстонии и развили до "гибридной атаки не только против Литвы, но стран Балтии, всего ЕС и, возможно, даже НАТО". По прошествии считанных дней в выражении "даже НАТО" слово "даже" исчезло, что в корне изменило его смысл.

В результате дипломат и бывший министр обороны Юри Луйк заявил: "Литва является членом НАТО. Если Литва сочтет, что НАТО следует играть какую-то роль в этом конфликте, она должна подать такой сигнал. Сейчас Литва, очевидно, действует в основном через ЕС и главным образом полицейскими силами. Но мы не знаем, как будет развиваться этот конфликт, потому что, как нам известно, начинаются крупные российские военные учения "Запад", которые пройдут на территории Белоруссии и добавят дополнительный сильный элемент риска". Как бы намекая на то, что литовским коллегам уже пора подавать те самые сигналы. Чтобы широкая общественность видела, что все, и даже с НАТО, действительно решает Литва.

А эстонский генерал, бывший командующий Силами обороны Эстонии, ныне депутат Европейского парламента от партии "Отечество", Рихо Террас пошел еще дальше и "нашел" в происходящем "невидимую руку" президента России Владимира Путина.

Baltnews отмечал, что в странах Балтии инициируется и нагнетается необходимая, в частности западным политикам, риторика. При этом истоки проблемы миграционного кризиса, инициаторы тех событий, которые заставили множество людей покидать свои страны, остаются за рамками подаваемых государственными лицами балтийских республик реплик и мнений.

В центре внимания не люди, а война. Что делают в Литве политики Эстонии, Латвии и Польши >>>

Те самые истоки и бенефициары, о которых в свое время говорил покойный ныне ливийский лидер Муаммар Каддафи, когда пытался предупредить Запад, что своей политикой вмешательства в жизнь и уклад стран Африки и Ближнего Востока он вызовет однажды чудовищный кризис, который захлестнет Европу. Вот об этом в странах Балтии упорно молчат.