На этой неделе, 28 июля, президент Эстонии Керсти Кальюлайд встретилась с эстонскими военнослужащими, которые уже в августе отправятся в Мали как участники французской операции "Бархан–10" (Barkhane). Глава эстонского государства произнесла для них слова назидания и напутствия, о чем и известила общественность в Facebook.
По словам президента, служба в Мали для эстонских военных будет резко отличаться от той службы, которую они несут, дислоцируясь внутри Эстонии и служа безопасности страны, не покидая ее. Но и служба в Мали, как отметила Керсти Кальюлайд, отвечает все той же цели – "обеспечить безопасность Эстонии".
"Вы не только защитите безопасность базы Гао, но и сохраните наши особые отношения с Францией. Так же, как ваши предшественники развили наши особые отношения с Соединенными Штатами в Ираке и с Великобританией в Афганистане. Чем больше ядерных государств мы будем считать хорошими и практичными союзниками, тем безопаснее", – заявила президент Эстонии.
И признала, что в подобных миссиях эстонским военным приходится порой "дорого платить за этот успех", но иначе, видимо, никак нельзя.
"[...] у нас, как у маленькой страны, просто нет другого выхода. Наша сила по-прежнему будет пропорциональна абсолютному размеру нашей экономики, но на войне не будет пересчета на душу населения. Так что сотня друзей для нас все еще важнее, чем сотня денег", – обосновала Керсти Кальюлайд крайнюю необходимость нахождения эстонских военных в других странах и других регионах, когда эти страны и регионы персонально их туда не приглашали.
Рассуждая о взаимодействии дипломатии и армии, президент Эстонии даже привела пословицу (по ее утверждению) классиков теорий безопасности: "Говорите тихо и вежливо, но на всякий случай носите с собой большой камень". И отметила, что "разделение труда между участниками внешней политики Эстонии и политики безопасности в современном мире" выглядит таким образом, что творцы безопасности "говорят" не только тогда, когда дипломатия исчерпала свои средства.
Одним словом, безопасность творится и устами дипломатов в мирное время, и действиями военных как в своей стране, так и (исходя из того факта, куда благословила Кальюлайд сынов Эстонии) в чужих странах.
За что президент и выразила благодарность очередной порции военнослужащих, собирающихся отбыть в далекую африканскую страну: "Благодаря вам я могу везде говорить, что Эстония не только пользуется безопасностью, созданной в рамках международного сотрудничества, но и строит ее".
Baltnews уже писал ранее, что отношение к участию эстонских подразделений в миссиях в других странах далеко не у всех в Эстонии находит положительную оценку. В частности, эстонский политолог Владимир Эвве считает, что в военных действиях в Мали Эстония не должна была принимать участие, как, в принципе, вообще "не должна принимать участие в военных миссиях на территории других государств".
В свою очередь многолетний депутат Рийгикогу и известный журналист Владимир Вельман, когда комментировал участие эстонских военных в миссиях НАТО в чужих странах, отметил: "[...] И, грабя эти страны, колонизаторы обходились без помощи со стороны. Теперь же, создав там массу проблем, колонизаторы взывают к сообществу за помощью. Вдобавок Эстония будет просто обязана принять беженцев из тех стран, территории которых топтала своими сапогами".
Фактически, вмешиваясь во внутренние дела других государств только потому, что, по решению ведущих стран Запада, в этом есть некая крайняя необходимость, Эстония способствует созданию напряженности и возникновению тех процессов, которые позже влияют уже на жизнь и в самой Эстонии. Примером тому может служить миграционный кризис в Европе, ставший результатом многолетней западной политики в странах Ближнего Востока и Африки.