Пакет под названием Fit For 55, который призван позаботиться о климате на планете, Еврокомиссия представила в прошлую среду. Среди прочего Брюссель обозначил две ключевые цели – уменьшить к 2030 году выбросы СО2 на 55% по сравнению с уровнем 1990 года и свести их к нулю к 2050 году. А во вторник, 20 июля, евродепутат Яна Тоом рассказала радиопередаче "Подробности" на Радио 4 об этом новом климатическом пакете ЕС.
Яна Тоом отметила, что представленный ЕК документ – "очень свежий и объемный", что, "наверное, в Эстонии еще нет эксперта, который был бы с ним знаком от корки до корки". И добавила, что для понимания сути необходимо поверить в факт изменения климата, о чем, в частности, свидетельствуют как аномальная жара в балтийских странах, так и "жуткие потопы в Германии и в Бельгии". И в этом смысле причины происходящего уже не столь важны, сколько важно оттолкнуться от того, что "климат меняется точно".
Новый климатический пакет предполагает "долгие переговоры – директивы будут обсуждаться в Европарламенте, в национальных парламентах, в Совете ЕС".
"Мы постараемся сделать все быстро, потому что медлить нельзя, но год или два процесс займет. Когда выходят с такими предложениями, в них есть пространство для маневра – как на египетском рынке: если тебе говорят, что что-то стоит сто долларов, в итоге ты эту вещь купишь за двадцать. Так что это не догма, цифры могут измениться. Взять, например, предложение лишить любых налоговых льгот фоссильное топливо: ясно, что Польша, в которой угольная промышленность – огромная часть экономики, будет блокировать это предложение в Совете ЕС. Подводных камней тут куда больше, чем надводных", – сказала Яна Тоом.
В итоге в первоначальном виде новый европейский пакет реализован не будет, но его необходимость не вызывает сомнений: "Дело и в экологии, и в будущем наших детей и внуков, и в том, например, что когда из-за глобального потепления в некоторых местах не станет воды и еды, люди оттуда побегут – и они побегут сюда, и Европа получит очередную волну мигрантов. Проблема тут комплексная. Но, с другой стороны, если примерить положения нынешнего пакета к людям, скажем, в Ида-Вирумаа, становится, мягко говоря, невесело".
И овцы не целы, и волки не сыты
Самым противоречивым пунктом, по мнению Тоом, является ликвидация производства двигателей внутреннего сгорания к 2035 году. По словам евродепутата, Еврокомиссия впервые нарушает принцип технологической нейтральности: ЕС взял за правило не нападать на отдельные технологии.
"Вопрос не в самом двигателе, а в том, что именно в нем сгорает. Если заменять все машины с таким двигателем электромобилями, мы столкнемся с проблемой нехватки электрозаправок – их в ЕС будет нужно к 2030 году шесть миллионов, а построить планируется только три миллиона. Плюс на нашем морозе электромобили ведут себя не очень надежно. В общем, я бы не стала ставить на то, что Еврокомиссия тут победит. В нынешнем сценарии все так или иначе удорожает. То же самое касается расширения системы торговли квотами СО2 – сейчас мы о них слышим только применительно к сланцу: хотите выкопать тонну сланца, покупаете квоты, причем их стоимость формируется на бирже и они все дороже. Еврокомиссия хочет расширить эту систему на авиацию, морской транспорт и отопление жилья. То есть и билеты станут дороже, и отопление. Впервые получается, что расходы могут упасть на плечи потребителя – что не радует ни потребителя, ни отдельные страны", – пояснила Яна Тоом.
А все потому, что Евросоюз, не будучи федеральным, не может регулировать ситуацию иначе.
"Если бы ЕС был централизован, мы могли бы ввести более разумную систему налогов и запретов. Но у Брюсселя руки связаны, и Еврокомиссия начинает заходить из-за угла на кривой козе. И если не реформировать ЕС, это единственное, что Брюсселю остается", – пояснила Тоом.
И добавила, что та же ситуация наблюдается с лесами: "в климатическом пакете есть предложение посадить в ближайшие годы по крайней мере три миллиарда деревьев – но лесоводство относится к компетенции стран-членов ЕС, и страны не хотят, чтобы им указывали, что делать".
Кто о чем и как печется
А еще новый климатический пакет предусматривает введение торговых пошлин на товары, которые производятся в странах, не пекущихся об экологии. И тут наблюдается "несколько закорючек".
"Во-первых, непонятно, что скажет на это Всемирная торговая организация. Во-вторых, даже если она все это одобрит, возникает опасность, как уже намекают американцы, "торговых трений", то есть контрпошлин уже против ЕС", – рассказала Яна Тоом.
И подчеркнула, что именно в данном пункте всплывает "любимая тема санкций". И привела пример прекращения полетов авиакомпаниями ЕС над территорией Республики Беларусь – "самолеты летают в обход, то есть в облет – и вот из-за этих полетов в облет в атмосферу выбрасывается огромные массы СО2".
"То есть одна и та же Еврокомиссия выдвигает меры по борьбе с выбросами СО2 – и, идя на поводу у ряда стран, поддерживает санкции, которые эти выбросы сильно увеличивают. И я понимаю, что шахтер из Ида-Виру складывает два и два – он из-за всего этого лишится работы, а с другой стороны ЕС наказывает батьку Лукашенко, и эти вещи плохо соотносятся. Есть риск, что климатический пакет запустит в ЕС центробежные процессы, которые мы уже наблюдаем – когда поднимут голову всевозможные евроскептики", – пояснила Тоом.
Риск центробежности
По словам евродепутата, в масштабе глобальных выбросов СО2 Евросоюз представляет собой "относительно небольшого игрока". Те же Китай, Индия, Россия, Латинская Америка "не прилагают таких же усилий в борьбе с глобальным потеплением".
"Если Европа со своими амбициями останется в одиночестве, наша политика нанесет только урон европейцам. Но чтобы достичь консенсуса в глобальном масштабе, нужно иметь взвешенную внешнюю политику, а с ней у нас, увы, не очень хорошо", – заключила Яна Тоом.