Агентство национальной безопасности США (АНБ) подслушивает телефонные разговоры европейских политиков.
Это разоблачение сложно было бы счесть из ряда вон выходящим, если учесть многочисленные аналогичные скандалы предыдущих лет, но на этот раз шпионская история стала особенно болезненным для Евросоюза "откровением".
Активное содействие американским "партнерам" оказывала своя, можно сказать, почти родная спецслужба Дании. Более чувствительный удар по идее европейского единства трудно было бы и придумать.
Европе и особенно Германии не привыкать к разоблачениям "пристального" внимания американцев к телефонам канцлера Ангелы Меркель и других европейских политиков. Казалось бы, делов-то.
Во времена президентства Барака Обамы, как повествуют европейские издания, АНБ смогло подключиться к подводным кабелям связи в национальных водах Дании, у острова Амагер, что к югу от Копенгагена, и прослушивало разговоры европейских лидеров.
Разоблачение стало возможным якобы на основании информации Эдварда Сноудена, опубликованной им еще шесть лет назад, и тщательно проверенной экспертами и аналитиками в самой Дании.
Вот все эти годы они кропотливо изучали "наводку", проверяли и анализировали, и вдруг все открылось посредством одновременных публикаций в СМИ нескольких стран региона. И в Евросоюзе случился страшный скандал в духе "Ладно американцы, но как датчане могли так поступить с нами?!"
Военная разведка благополучной, благонадежной по отношению к Евросоюзу и очень дисциплинированной Дании, как выясняется, работала не на собственную страну и ее европейских союзников, а против них и в пользу трансатлантического партнера, на АНБ.
Европейские столицы поражены в самое сердце не тем, что американские "друзья" их самым бессовестным образом подслушивали (и, вероятно, продолжают это делать сейчас), а факт соучастия в этих недружественных действиях Копенгагена. Который теперь разводит руками и говорит, что ни сном ни духом, а виновник в лице главы провинившейся спецслужбы уже морально унижен и отправлен в отставку.
Вопросы, которые Берлин хотел бы задать Копенгагену
Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель в разных выражениях, но примерно в одном и том же духе высказали свое "недоумение" на совместной пресс-конференции 31 мая и потребовали объяснений от Вашингтона и Копенгагена.
"Нет места в наших отношениях для подозрений, вот почему мы ожидаем ясности. Мы попросили наших датских и американских партнеров поделиться соответствующей информацией, – сказал Макрон. – Я хочу ясно дать понять, что это неприемлемо в отношениях между союзниками. И это еще менее приемлемо в отношениях между европейскими партнерами".
"Мы обсуждаем подобные вещи уже довольно давно в связи с [деятельностью] АНБ, – отметила Ангела Меркель. – Наша позиция относительно расследования этих проблем за это время не изменилась. Мы полагаемся на взаимное доверие... Меня обнадежил тот факт, что Дания – датское правительство, министр обороны – очень ясно дала понять, что они думают об этих вещах, и в этом отношении я вижу хорошую основу не только для прояснения фактов, но также и для установления отношений, основанных на доверии".
Для подозрений и недоверия Берлина по поводу мотивов Копенгагена и его соучастия в происках Вашингтона имеются все основания. Они достаточно весомы, поскольку немцам, вероятно, не очень понятна роль датчан, например, в "саботаже" конфликтного проекта "Северный поток–2", в истории с утверждением нового варианта маршрута газопровода.
Долгие "природоохранные размышления" датчан по этому поводу фактически дали Вашингтону время на организацию новых санкций против России и задействованных в работах европейских компаний, то есть на срыв сроков завершения строительства, что нанесло Германии немалый экономический и политический ущерб.
Шпионские игры и конкуренция "дружественных" спецслужб
Не в первый же раз американцы попадаются на прослушке телефонов ближайших союзников. Таких скандалов в истории традиционной трансатлантической дружбы пруд пруди.
Достаточно вспомнить давнюю историю с американо-британской системой глобального прослушивания средств связи "Эшелон", с помощью которой, как полагают, американский Boeing перехватывал заказы на поставку авиалайнеров у европейского концерна Airbus. Или более свежую, шестилетней давности, историю с подслушиванием телефона все той же Меркель (очень популярный у шпионов политик, ей то и дело приходится менять мобильники).
В приличных государствах Западной Европы шпионаж в пользу "главного гаранта безопасности" все же считается, в отличие от стран Балтии, государственной изменой, хотя, так сказать, в легкой форме.
В 2014 году Германия разоблачила двух завербованных ЦРУ агентов, ответственных сотрудников Министерства обороны, которым на тот момент руководила нынешний президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, и службы контрразведки страны (Федеральной службы по сбору информации).
Случился скандал, возмущенная шумиха в газетах и замена главы резидентуры ЦРУ в Берлине. Немцы сделали вид, что не могут понять, зачем все это надо было американским "друзьям", но дело в общем и целом замяли по причине единения целей и интересов на фоне известных событий на Украине.
А до этого выяснилось, что АНБ еще году в 2002 взломало кодировку смартфона канцлера Меркель и незримо присутствовало при ее беседах, что вынудило службу безопасности Германии озаботиться заменой дискредитированной Nokia на супернадежные мобильники BlackBerry. Которые также были вскоре "хакнуты" и прослушивались американцами, разоблаченными очередной публикацией в немецких изданиях.
Информированность немецких журналистов, так же как и мстительность немецких контрразведчиков, сливающих прессе крайне неприятную для американских коллег информацию, вызывают всяческое уважение.
Виден накал страстей, ревность и азартное соревнование профессионалов. А также очевидное намерение Вашингтона "ненавязчиво" продемонстрировать свое превосходство в разведывательных возможностях. Ну и способность контролировать союзников.
Почему именно сейчас, и при чем тут Джо Байден
Как пишет на своей страничке в Twitter главный разоблачитель происков АНБ Эдвард Сноуден, действующий президент США Джо Байден был "глубоко вовлечен" в скандал со слежкой Вашингтона за европейскими политиками.
"Байден хорошо подготовлен к тому, чтобы ответить за это, когда посетит Европу в ближайшее время, поскольку он, конечно, впервые был глубоко вовлечен в этот скандал. Должно быть четкое требование о полном раскрытии информации не только со стороны Дании, но и ее старшего партнера".
А у Байдена как раз назначена встреча с российским президентом Владимиром Путиным на 16 июня в Женеве. А тут такой "своевременный" скандал, который даст журналистам возможность задать американскому президенту неприятные вопросы на пресс-конференции.
Вот и ломай теперь голову, случайно ли именно сейчас случился скандал из-за прослушки АНБ, или же все это чья-то сложная политическая игра.
Как всегда это бывает в историях с разоблачением каких-нибудь неблаговидных дел спецслужб (неблаговидных с точки зрения пострадавшей стороны), толком никто ничего не знает. То ли кого-то поймали на горячем, то ли все так и было задумано, а секретную информацию слили целенаправленно, чтобы кому-нибудь напакостить или на что-нибудь повлиять.
Правду и полное представление о происходящем в любом случае никто не узнает, потому как, понимаете ли, наличествуют секретность, интересы государственной безопасности и так далее и тому подобное.
А излишне любопытных можно вызвать на беседу и хмуро спросить: "А с какой, собственно, целью интересуетесь, Гер имярек?" – и предложить подписать бумагу о неразглашении и многозначительно сказать: "Вы свободны, идите. Пока что".
"Когда нечестивый политик называет меня предателем, спросите себя: кого я предал? – пишет Эдвард Сноуден, обвиняемый в США в государственной измене за раскрытие конфиденциальной информации о методах и технологиях массового прослушивания иностранных граждан. – Суды неоднократно выносили решения о том, что показанные мною программы были незаконным и, вероятно, неконституционным нарушением ваших прав. Если это измена, тогда то, что они называют верностью, – преступление".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.