Брюссель опубликовал стратегический план реформирования всех видов транспорта континента во имя достижения к 2050 году углеродной нейтральности. Планы эти настолько масштабны и дорогостоящи, что должны вызывать у небогатых стран Евросоюза, включая государства Балтии, скорее испуг, чем восхищение.
Стратегия опубликована Еврокомиссией под "скромным" названием "Фундаментальная трансформация транспорта" и описывает поэтапное преобразование всех видов средств передвижения в "зеленый, разумный и доступный по стоимости" транспорт.
Уже к 2030 году в странах Евросоюза предлагается создать не менее 3 миллионов станций подзарядки аккумуляторов для тех 30 миллионов электрокаров, что должны к этому году ездить по европейским дорогам. Сотня городов обязаны стать климатически нейтральными, то есть статистический баланс эмиссии парниковых газов и их поглощения должен быть равен нулю.
Объем перевозок по высокоскоростным электрическим железным дорогам удвоится. А регулярные коллективные поездки на расстояния до 500 километров должны быть углеродно нейтральными, что подразумевает, очевидно, использование для путешествий между населенными пунктами и для поездок в самих городах лишь электрических автобусов, троллейбусов и трамваев. И желательно роботизированных, подключенных к оператору – искусственному интеллекту.
В морском транспорте появятся первые суда с водородными силовыми установками. Еще через пять лет должны подняться в воздух авиалайнеры с водородными или какими-нибудь иными, но совершенно "зелеными" двигателями.
Ну а к тому самому 2050 году, который должен "все решить" для климата планеты и Европы, в частности, практически все легковые автомашины, автофургоны, автобусы, новые грузовые фуры, если и будут иметь выхлопные трубы, то лишь для того, чтобы обогащать атмосферу какими-нибудь полезными, не парниковыми газами, то есть весь наземный транспорт должен стать электрическим или водородным. С бортовыми компьютерами, подключенными по высокоскоростной системе связи нового поколения к центрам управления мультимодальным траффиком. Так же, как и скоростные электропоезда, нагрузка на которые должна к тому времени возрасти еще вдвое.
Через тридцать лет "сдохнет или падишах, или осел"
"Чтобы достичь наших климатических целей, необходимо добиться очевидной тенденции снижения эмиссии (парниковых газов) в транспортном секторе. [...] Мы поставили перед собой амбициозные цели для всей транспортной системы, чтобы гарантировать устойчивое, разумное и жизнеспособное возвращение после кризиса COVID-19", – прокомментировал публикацию стратегических планов Брюсселя вице-президент Еврокомиссии Франц Тиммерманс, имея в виду, что транспортный сектор понес в результате пандемии тяжелые потери, ослаб и как бы готов к революции при условии масштабных инвестиций.
"Нам необходимо предоставить предприятиям стабильную основу для зеленых инвестиций, которые им потребуется сделать в ближайшие десятилетия. Реализуя эту стратегию, мы создадим более эффективную и устойчивую транспортную систему, являющуюся верным путем к сокращению выбросов в соответствии с нашими целями Европейского зеленого курса", – дополнила Тиммерманса комиссар Евросоюза по делам транспорта Адина-Иоана Валеан.
Планы декарбонизации транспорта, наряду с планами озеленения других отраслей экономики, грандиозностью замыслов вызывают восхищение у населения (особенно той его части, что любит фэнтези и фантастику) и, вероятнее всего, – отчаяние у правительств и экономистов не самых богатых государств Евросоюза.
Сложно даже приблизительно представить, какого количества миллиардов евро инвестиций "революция" в транспорте потребует от национальных бюджетов в ближайшие десятилетия. Плюс к тем затратам, которые подразумеваются озеленением промышленности и энергетики. Финансовая помощь фондов альянса, конечно, предусматривается, но она покрывает лишь незначительную часть предполагаемых расходов.
Думается, большинство восточноевропейских стран не готовы к объявленной "верхами" "зеленой революции" ни финансово, ни административно, ни психологически. Возможно, кивая и подписываясь под совместными декларациями, обязательствами и директивами, бедная Восточная Европа исходит из приятных мыслей о дополнительных средствах из общей кассы, в основном пополняемой, как известно, состоятельными западноевропейскими государствами.
А потом, как говорил один восточный мудрец, "или падишах, или ишак, но кто-нибудь из них обязательно сдохнет" через три десятка лет. Когда надо будет подводить итоги "зеленой революции" и оценивать эффективность инвестиций. Восхищаясь грандиозностью проделанной работы или смеясь над тщетностью усилий. И в любом случае – подсчитывая размеры выплат по дополнительным кредитам.
Восточной Европе не угнаться за Германией и Францией
Революционные планы Брюсселя не находят отклика и в прибалтийских столицах. Где сейчас больше озабочены вопросами изыскания дополнительных средств и выживанием в условиях коронавирусного кризиса, а также проблемами повышения уровня жизни хотя бы до 70–80% от среднего по Евросоюзу. И странам Балтии, кажется, совершенно не до обсуждения планов декарбонизации транспорта, хотя они под ними как бы уже подписались вместе со всем альянсом и по условиям Парижского климатического соглашения.
Но было бы неверно утверждать, что, скажем, в Эстонии ничего не делается для подготовки "революции" в транспортном секторе. Например, приобретаются пробные партии "зеленых" городских автобусов, автомобилей-гибридов стали покупать явно больше. На колонках бензозаправочных станций наклеены плакаты, призывающие к "зеленому" мышлению и охране природы, на парковках у супермаркетов выделены престижные места для электрокаров (правда, обычно они пустуют).
Вокруг жиденьких пока сетей подзарядки аккумуляторов происходят подозрительные шевеления и звучат обвинения в нечестной конкуренции. Свидетельствующие если не о скором "нашествии" электромобилей и о соответствующем росте доходов, то уж точно о новых возможностях получения европейских грантов и субсидий.
Самих электрокаров в Эстонии всего от силы несколько сотен штук, и нет веских оснований думать, что спрос на них вдруг резко возрастет. Электрические машины по-прежнему существенно дороже привычных, тех что с двигателями внутреннего сгорания, а значимой программы стимулирования продаж электрокаров у Эстонии пока нет.
Страна могла бы по примеру Германии, Франции, Нидерландов предложить потенциальным покупателям электромобилей привлекательные условия поощрения их приобретения по сравнению с теми, что были утверждены не так давно, но на это опять же нужны немалые средства. С которыми у Эстонии, как и у других небогатых государств Восточной Европы, дела обстоят не самым лучшим образом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.