Англосаксы против главы Европейского центробанка: что ждет ипотечников Эстонии

© AFP 2022/ DANIEL ROLAND

Главные банкиры Запада разошлись в мнениях насчет того, сколько должны платить эстонцы по своим ипотечным кредитам.

Европейский центральный банк не намерен сворачивать программу скупки облигаций национальных правительств и частных компаний стран зоны евро, и пока не собирается повышать свои процентные ставки. Последнее означает, в частности, что жители Эстонии, выплачивающие ипотеки и кредиты, будут в ближайшей перспективе отчислять банкам не больше, чем сейчас.

Президент банка Кристин Лагард демонстрирует твердость своим коллегам из США и Великобритании, которые настаивают на одновременном сворачивании программ поддержки экономик на обоих континентах.

Но новым покупателям квартир и домов в Эстонии (а их число, как сообщают местные банки, в последние месяцы быстро растет) следует быть осторожнее с расчетами инвестиций и учитывать, что интересы по их долгам обязательно вырастут.

Вопрос только в том, когда именно это произойдет. Сроки в данном случае означают отданные или, наоборот, не отданные банкам деньги.

Процентные ставки Европейского центрального банка, формирующие и ставки по кредитам частных банков на всей территории зоны евро, включая, естественно, и Эстонию, остаются нулевыми много лет, но вечно это продолжаться не может.

На состоявшейся на днях встрече "крупнейших банкиров" мира, то есть глав ЕЦБ, Федеральной резервной системы США, Банка Англии и Банка Японии возник очевидный раскол между "англо-саксонской группой" с одной стороны и "европейско-японской" с другой стороны.

Вашингтон и Лондон настаивают на сворачивании программ закачки "антикризисных" денег в экономики, на прекращении скупки облигаций. Токио и Франкфурт-на-Майне, где располагается ЕЦБ, считают преждевременным отказ от мер поддержки бизнеса.

Победа первых применительно к заемщикам эстонских банков будет означать скорое увеличение выплат по ипотечным кредитам, стойкость ЕЦБ равнозначна ставшим привычными небольшим выплатам еще в течение как минимум года.

Многим заинтересованным лицам, несомненно, было бы намного спокойнее за судьбу их личных средств и активов их предприятий, участвуй в этой встрече "главных банкиров мира" еще и глава госбанка Китая, а также, например, России.

С учетом того, что первые четыре строчки крупнейших по размеру активов финансово-кредитных предприятий планеты занимают именно китайские триллионные "монстры", а американские, японские и европейские конкурируют лишь за места в десятке, не имея шансов догнать китайских "коллег".

А также с учетом общности нынешних проблем госбанков, растущего спроса на юань и непосредственной заинтересованности Китая в расширении тех самых "бутылочных горлышек" международных цепочек поставок, об опасности которых говорила Кристин Лагард, присутствие на встрече представителя Пекина выглядело бы логично.

Англосаксам нужно, чтобы Кристин Лагард уступила

Но, как бы там ни обстояли дела с логикой выбора участников, собравшаяся в кои-то веке во Франкфурте на конференции "За пределами пандемии: будущее денежно-кредитной политики", на форуме центральных банкиров "большая четверка" явно разделилась на две группы.

Англосаксы, то есть американец Джером Пауэлл и британец Эндрю Бейли, считают высокие темпы инфляции, вызванной закачкой в экономики огромной массы "антикризисных" денег, в сочетании с быстрым подъемом промышленности и торговли после пандемии достаточным основанием, чтобы начать сворачивать программы поддержки отраслей и предприятий.

Глава ЕЦБ Кристин Лагард, поддержанная японским коллегой Харухико Курода, полагает, что восстановление экономик замедляется из-за "атипичных", по выражению Лагард, проблем с уже упомянутыми выше "бутылочными горлышками" цепочек международных поставок. Которые все никак не могут достичь прежней пропускной способности после пандемии, заметно сдерживая темпы роста европейских государств.

В ряде отраслей ощущается дефицит сырья и товаров с соответствующим повышением уровня цен. То есть инфляция пока, по мнению ЕЦБ, не критична, в отличие от проблем с логистикой, с танкерами и контейнеровозами, с заторами в морских портах и с высоким спросом на энергоносители.

Избыточная масса наличных евро создает "инфляционное давление", но оно, по мнению главы ЕЦБ, как ожидается, останется "мимолетным", и банк не планирует никаких поспешных изменений в своей прежней политике. Недавнее решение совета ЕЦБ сократить объемы ежемесячной покупки облигаций стало тактическим приемом и не свидетельствует о "сужении" программ поддержки экономики.

Хотя Джером Пауэлл вроде бы согласен с Лагард относительно негативного влияния затянувшихся проблем с международной логистикой, но темпы инфляции в США превышают европейские, и решение о сворачивании программ скупки облигаций с ноября месяца и повышении процентных ставок в ФРС уже принято. Банк Англии, надо думать, последует примеру "старшего брата". Тем более что на разрешение логистических проблем он влияния не имеет.

Но развитие темпов инфляции, которая, как допускает Лагард, в зоне евро превысит ранее немыслимые с точки зрения цели существования ЕЦБ 3%, определит, насколько разойдется главный банк Евросоюза с банковскими системами англосаксов, последует ли он их примеру, оставив Банк Японии разбираться со своими и китайскими проблемами.

Расхождение в политике эмитентов двух самых востребованных валют мира, доллара и евро, существенные различия в их процентных ставках и объемах печати новых денег приведут, естественно, к перетеканию средств в разных, порой весьма нежелательных, скажем, для США или Великобритании направлениях.

Крупным международным заемщикам, надо думать, более привлекательными покажутся низкие проценты интереса европейских банков, чем растущие ставки британских или американских банков.

Повышение базовых ставок ФРС и Банка Англии, как полагают финансовые эксперты, вызовет и повышение курсов доллара и фунта к евро, что выгодно скажется на экспорте континентальных европейских компаний в США и Великобританию и плохо – на торговле в обратном направлении.

Иными словами, для англо-саксонской части "большой четверки" важно в переломный для мировой экономики момент иметь единую, более-менее скоординированную с ЕЦБ политику, для обсуждения которой они, собственно, и собрались в немецком Франкфурте в гостях у Лагард.

Провожая в последний путь древнейший банк планеты

Можно не сомневаться, что Вашингтон и Лондон постараются оказать давление на Европейский центральный банк, чтобы побудить его начать отказываться от чрезвычайных мер поддержки экономики в сопоставимые с партнерами сроки.

Тем более, что "сдвиги" в Европе уже начались – один из крупнейших госбанков континента, Банк Норвегии, как сообщает среди прочих изданий американская Politico, объявил о предстоящем повышении ставок и о сокращении объемов скупки ценных бумаг.

Встреча "большой четверки" во Франкфурте состоялась в то время, когда Италия, а с ней и вся Европа прощались со старейшим банком планеты, Monte dei Paschi, существовавшим в тосканской Сиене без малого 550 лет, то есть он давал деньги в долг еще до того, как Христофор Колумб отправился в путешествие через Атлантику.

Приобретающий обанкротившегося "мафусаила" могущественный UniCredit сохранит, возможно, название древнего финансово-кредитного предприятия, но в прежнем виде он существовать перестанет.

Как говорят сами итальянцы, банк погубили излишняя благотворительная щедрость владевшего им городского фонда и ошибочные кадровые решения, ставшие результатом политических интриг местных властей.

Сложно сказать, насколько разрушительной для древнего банка стала раздача руководящих должностей в нем по принципу принадлежности к той иной политической партии, но превращение коммерческого предприятия в часть системы укрепления влияния явно не пошло ему на пользу.

Можно полагать, что Европейский центральный банк и его глава Кристин Лагард очень далеки от того, чтобы повторять ошибки Сиены, ставшие проблемой для Monte dei Paschi.

И все же расхождение во взглядах на политику центральных банков и в оценках перспектив финансового благополучия глобальной экономики между тандемом англосаксов и Евросоюзом внушает тревогу.

До сих пор ЕЦБ практически не ошибался и как минимум один раз, еще будучи под управлением нынешнего премьера Италии Марио Драги, буквально вытащил страны зоны евро из жесткого кризиса посредством, в частности, скупки облигаций и нулевых процентных ставок.

Глава банка выдержал и отразил неоднократные атаки коллег и правительств государств альянса, не отвлекаясь на политические игры.

Кристин Лагард явно намерена продолжать эту линию, лишь постепенно и очень осторожно сокращая программы денежных вливаний в национальные экономики и банковские системы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.