Распространение коронавируса уже сегодня меняет мир, внося свои коррективы в отношения между странами. Еще вчерашние союзники и государства, которые считались чуть ли не одним целым, как оказалось, вообще не беспокоятся друг о друге. А вот страны, которые воспринимались как угроза, вдруг неожиданно превращаются в очень полезных торговых партнеров.
Особенно хорошо это видно на примере прибалтийских республик и их отношений с Китаем. Распространение Covid-19 и увеличение смертности от этого вируса напугало европейские страны и США. Ни Брюссель, ни Вашингтон не бросились на помощь малым странам вроде Эстонии, Литвы и Латвии. Более того, прибалтийские государства почему-то и сами не просят у них поставок масок или медицинского оборудования.
Напомним, эти страны не стеснялись постоянно требовать дотаций от Брюсселя на различные экономические и социальные проекты. Не особо смущались прибалтийские государства и когда просили у Вашингтона увеличить контингент НАТО на своей территории. Но вот макси и медицинское оборудование попросить почему-то то ли постеснялись, то ли забыли.
Возможно, причина в том, что все это в Прибалтику сейчас активно доставляет Китай. Ситуация очень странная. Она удивительна и тем, что еще месяц назад все три прибалтийские страны включили КНР в список угроз своей национальной безопасности.
Коронавирус заставил полюбить Пекин?
Чтобы понять, насколько КНР вдруг стал желанным торговым партнером для Эстонии, Литвы и Латвии, достаточно посмотреть на объем поставок, который Китай организовал в страны Балтии.
Латвия получила примерно 900 000 лицевых масок и 80 000 респираторов. Рейс из китайского города Урумчи, кстати, не последний. Китай уже планирует совершить еще несколько отправок грузового самолета с необходимыми средствами защиты от вируса.
Эстония заказала в КНР 3,5 млн хирургических масок, 2 млн миллиона респираторов FFP-2 и 100 000 респираторов FFP-3. Министр госуправления Эстонии Яак Ааб заявил, что одним рейсом все не обойдется.
В Литву китайские Huawei и Торговая палата КНР отправили, в рамках гуманитарной акции, 20 000 медицинских масок и 120 000 пар перчаток.
Подобной помощью для Прибалтики в условиях распространения коронавируса сегодня не может похвастаться ни Евросоюз, ни США. А ведь именно они считаются "старшими братьями" Эстонии, Литвы и Латвии. Теперь вспомним, как относились прибалтийские государства к Поднебесной еще месяц назад.
В Эстонии Департамент внешней разведки включил Китай в список угроз национальной безопасности. Причина – Пекин якобы может использовать инвестиции в политических целях и создать технологическую зависимость для Таллина.
Примерно те же тезисы прозвучали в латвийской Службе госбезопасности в отчете по итогам за прошлый год. Более того, Рига еще и пожаловалась на "всплеск разведывательной активности Китая".
В Литве месяц назад так и вовсе спецслужбы КНР заподозрили в попытках завербовать госслужащих, специалистов по информационным технологиям и даже сотрудников оборонного сектора.
В прибалтийских республиках, особенно в Эстонии и Литве, "китайскую угрозу" считали даже большей опасностью, чем "агрессия Москвы". Однако сегодня все резко забыли о "затаившемся драконе". КНР и китайский бизнес – это теперь важный торговый партнер для Балтии. В Вильнюсе почему-то не боятся получать помощь даже от корпорации Huawei, которой Запад вручил "черную метку" в виде санкций.
Нужна ли Китаю Прибалтика?
Столь своевременные поставки средств медицинской защиты и оборудования из КНР могут стать первым шагом, который приведет Пекин и прибалтийские государства к новому уровню сотрудничества. И где после этого гарантии, что Эстония, Литва и Латвия, разочаровавшись в США и Евросоюзе, в перспективе не захотят уйти "под крыло" Китая?
А почему бы и нет? Страна имеет колоссальные производственные мощности и постоянно нуждается в профессиональных кадрах, менеджерах, специалистах по IT-технологиям. Пекин сегодня – это мощнейший геополитический игрок, который себя в обиду не даст, а значит, в случае чего должен вступиться за "своих".
Однако, как считает промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, проблема в том, что сам Китай особо в этом не заинтересован. Пекину Прибалтика нужна лишь ситуативно. По мнению эксперта, лучше всего это видно на примере отношений КНР и Эстонии.
"В ближайшие годы Китай будет центром притяжения инвестиций со всего мира, поскольку условия ведения в нем бизнеса намного лучше, чем в Европе, даже несмотря на лингвистические сложности, бюрократию и коррупцию. Власти КНР дают очень хорошие преференции инвесторам, каких не могут дать ни Германия, ни Франция, ни Великобритания. А трудолюбие китайцев давно известно и в рекомендациях не нуждается", – объяснил эксперт.
Леонид Хазанов считает, что, несмотря на желания Китая поставлять в Эстонию маски и респираторы, никакой заинтересованности, кроме экономической, у него в этой маленькой прибалтийской стране нет. Для Пекина она является рынком сбыта и только.
Даже сейчас, когда Китай постепенно приходит в себя от захлестнувшей его эпидемии, а Эстония приняла на себя ее удар, он не рассматривает прибалтийскую страну в качестве серьезного политического и экономического партнера.
"Пока что китайские инвестиции в эстонский бизнес никогда не отличались масштабом. Самой крупной была покупка Guangzhou Hangxin Aviation Technology авиаремонтной компании Magnetic MRO за "колоссальные" 43 млн евро в январе 2018 года.
У китайцев нет интереса к расположенным в Эстонии предприятиями, их привлекают лишь инфраструктурные проекты вроде туннеля под дном Балтийского моря до Финляндии, который хочет пробить в недрах Finestbay Area Development. Ее партнером готова выступить China Railway Group.
Проект туннеля прекрасно укладывается в концепцию программы "Один пояс и один путь", реализуемой властями КНР с целью развития логистических путей в Европу. С их помощью китайские товары должны доставляться до европейских потребителей как можно быстрее и с наименьшими издержками. Поэтому я не удивлюсь, если Finestbay Area Development получит из КНР неплохие инвестиции", – поделился мнением промышленный эксперт.
Без Москвы торговать с Пекином не получится
Впрочем, ничего не мешает прибалтийским государствам временную заинтересованность Китая превратить в постоянную. Сделать это, разумеется, будет очень сложно. Эстония, Латвия и Литва не обладают, к примеру, таким же колоссальным запасом полезных ископаемых, как Россия. Они не могут похвастаться огромным количеством технологических инноваций, скажем, как Европа или США.
Но отдельные моменты, которыми можно завлечь китайский бизнес, в Балтии все же присутствуют. Правда, есть проблема, и она заключается даже не в том, что бизнесменов из Поднебесной придется завлекать уникальными предложениями, которые Китаю пока еще не сделали другие страны.
Как рассказал Baltnews эстонский экономист Ханон Барабанер, Таллину, Риге и Вильнюсу придется отказываться от русофобии. Торговля с КНР без тесных контактов с Россией – бесполезная затея. С географией, увы, не поспоришь:
"Сегодня нужно думать о том, что будет после коронавируса. Пандемия в любом случае когда-нибудь закончится. Я, как и многие другие экономисты, считаю, что после этого следует ждать серьезного кризиса, причем не только финансовой системы, но и мировой экономики, а также международных коммуникаций".
"В подобных условиях сохранение торговли с Китаем будет считаться необыкновенной удачей. Но для Прибалтики есть одна проблема. Между ней и КНР есть Россия", – объясняет эксперт.
По мнению эстонского экономиста, без сотрудничества с Россией организовать внешнеэкономическую деятельность, основываясь на контактах с Пекином, у Прибалтики не выйдет по чисто географическим причинам.
"На самом деле китайцы по отдельным вопросам заинтересованы в выходе к Балтийскому морю. Были даже разговоры о формировании здесь портового хозяйства, ориентированного на казахов и китайцев. Мир ожидают тяжелые времена, а значит, за сотрудничество с любым мощным торговым партнером нужно бороться уже сейчас.
Чем заинтересовать Китай, в Эстонии, Латвии и Литве смогут придумать. К примеру, прибалтийские порты – это очень неплохой "козырь". КНР ранее интересовалась контактами с балтийской судоремонтной инфраструктурой. Есть неплохие перспективы работы в сфере IT-технологий.
Более того, я убежден, что Эстонии, как и ее соседям, нужно возвращать к жизни сельскохозяйственную часть своей экономики.
В КНР происходит серьезная трансформация пищевых интересов. Очень многое из того, что производится в странах ЕС, становится сегодня популярным на продуктовых рынках Китая. Прибалтика могла бы воспользоваться этим шансом", – рассказал экономист.
Ханон Барабанер подчеркнул, что реализовать это все будет крайне трудно. По мнению эксперта, ключ к взаимовыгодному сотрудничеству КНР и Балтии лежит не в плоскости "Пекин – Таллин" (или "Пекин – Рига, Вильнюс"). Успешная торговля в данном случае будет работать только по линии "Прибалтика – Россия – Китай". Эстонский экономист считает, что все теперь будет зависеть от того, насколько у правительств прибалтийских государств хватит смелости пренебречь идеологией ради экономических целей.
Хочешь жить – адаптируйся!
Коронавирус уже заставил Прибалтику очень резко забыть о "китайской угрозе". Еще месяц назад в это было бы трудно поверить. Возможно, в мире после коронавируса Эстонии, Литве и Латвии придется, если они не хотят остаться на задворках мировой экономики, забыть и про "российскую угрозу".
В противном случае крупные страны вроде КНР будут смотреть в их сторону только тогда, когда там будет очередной ажиотаж на медицинские маски. К сожалению, пока что не видно, как Прибалтика отказывается от русофобских установок во внешней политике. Впрочем, пандемия еще не закончилась. Коронавирус, когда "сильно прижмет", многих заставляет думать очень быстро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.