Антироссийская повестка в последние годы уже стала чем-то привычным для внешней политики США и европейских государств. Однако далеко не все страны ЕС готовы соблюдать русофобские установки ради сомнительной политической выгоды.
Финляндия наглядно показывает, как можно быть частью Евросоюза, который недружелюбно настроен к России, но при этом успешно развивать сотрудничество с Москвой в разных отраслях. Эстонии, которая в экономическом плане тесно связанна со скандинавской страной, следовало бы поучиться, как можно с выгодой для себя заключать сделки и развивать различные проекты с Россией даже на региональном уровне.
Яркий пример – инициатива мэра финского города Савонлинны Янне Лайне, который предложил создать в Юго-Восточной Финляндии, Ленинградской области и Санкт-Петербурга особую экономическую зону для свободного перемещения капитала, товаров, людей, услуг и инноваций.
Россия – это объективно перспективный партнер
Следует отметить, что желание мэра финского города экономически интегрироваться с соседней российской областью нашло поддержку в соседнем государстве.
"Лайне предложил начать осуществление проекта Business Growth and Innovation Corridor SPB-SEF, в рамках которого можно было бы создать особую экономическую зону", – пишет издание Yle. Эту идею обсудили на переговорах высшего руководства городов региона-соседа и представителей Комитетов по внешним связям сразу двух субъектов Российской Федерации.
Отметим, что проект, о котором говорит Лайне – это не рядовой договор "о сотрудничестве и взаимопонимании", который практически не несет практической пользы. Речь идет о программе трансграничного сотрудничества Евросоюза ENI CBC на 2021–2027 года, на которую, кстати, в ЕС могут даже выделить деньги.
"Ее финансирование составит около 70–80 млн евро. Проект особой зоны имеет целью объединить инновационный и деловой потенциал Юго-Восточной Финляндии, Ленинградской области и Санкт-Петербурга", – сообщает финское издание Yle.
Впрочем, как отметил для Baltnews руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, нет ничего удивительного в том, что Хельсинки хочет сотрудничать с Санкт-Петербургом, игнорируя антироссийскую повестку.
"В условиях, когда Евросоюз потерял один из крупнейших рынков сбыта – Китай, который закрыт на карантин, нужно искать альтернативные торговые площадки. В условиях замедления экономики, вложение 70–80 млн евро – невысокая плата за возможность найти партнеров. Важно, что южная часть Финляндии имеет развитую промышленность, товары которой поставляются на мировой рынок", – объясняет эксперт.
Артем Авдеев также напомнил, что Россия экспортирует в Финляндию минеральные продукты, продукцию химической промышленности, металлы, древесину, машины и оборудование. В 2019 году товарооборот между Петербургом и Финляндией вырос почти на 30% и достиг 1,5 млрд долларов.
"Особая экономическая зона Финляндии и России – это выгодный проект для всех стран. За годы, что Евросоюз держит санкции в отношении российских товаров, пришло понимание, что от ограничений страдают обе стороны. ЕС тоже потерял большой рынок сбыта и это негативно сказывается на экономике, которая ослаблена Брекситом, рецессией в Германии и Франции, где снизились темпы промышленного производства.
На территории Юго-Восточной Финляндии, Санкт-Петербурга и Ленинградской области предполагается сделать безвизовый режим и ускорить получение разрешений на работу, создать концепцию быстрого и эффективного запуска предприятий," – говорит Авдеев.
"Это уже не первый проект экономической зоны на границе с Финляндией. Подобную программу пытались запустить в 2012 году для привлечения российских и китайских инвестиций, но тогда его так и не реализовали", – рассказал эксперт.
Как считает руководитель аналитического департамента AMarkets, у Эстонии, которая до сих пор даже не пытается дублировать опыт Хельсинки, с Россией не только присутствует политическое напряжение, но и гораздо меньше точек соприкосновения.
"Для сравнения, если в 2018 году товарооборот России с Финляндией составил 14 млн долларов, увеличившись на 19,57%, то товарооборот России с Эстонией составил 3 млрд долл. США. Его рост – 16,89%. В перспективе страны могут сотрудничать. Например, сейчас стороны готовят соглашение об избежании двойного налогообложения, которое было подписано в 2002 году, но так и не было ратифицировано", – сообщил эксперт.
С Москвой можно договориться, было бы желание
Объем экспорта и импорта товаров между Россией и Европой после 2014 года сильно просели – это очевидный факт. Однако в условиях, когда Брюссель не хочет отменять санкции против Москвы, некоторые страны ЕС стараются найти обходные пути и выстраивать двусторонние отношения с Кремлем. Именно так поступила Германия, которой был необходим "Северный поток–2". Точно так же, по всей видимости, поступает и Финляндия, предлагая Ленинградской области поднять региональное сотрудничество на новый уровень.
Даже у прибалтийских республик есть неплохой потенциал для такой локальной торговли и совместных проектов. Впрочем, политика в данном случае перечеркивает экономическую целесообразность. Более подробно об этом рассказала Надежда Седова – профессор кафедры национальной и региональной экономики Российского экономического университета имени Плеханова.
"Создание такой зоны с Финляндией выгодно как РФ, так и скандинавской стране. Это может привести к снижению экспортных и импортных пошлин на финские и на российские товары.
От Эстонии не поступает таких предложений, потому что очевидно, что Россия не готова сотрудничать с балтийской республикой, по политическим причинам (поддержка санкций со стороны США и ЕС, переписывание истории). На данный момент доля Эстонии во внешнеторговом обороте РФ составляет 0,447%.
России интересны закупки машин, оборудования, химической продукции, металлов, но ввиду отсутствия добрососедских отношений увеличение внешнеторгового оборота не представляется возможным на данном этапе", – отметила эксперт.
Примерно такого же мнения придерживается и другой специалист – Нарек Авакян, начальник отдела "БКС Брокер".
"Я думаю, что этот проект довольно интересен для всех сторон – и для ЕС, и для Финляндии, и для России. Вообще, углубление торгово-экономического сотрудничества обычно всегда идет на пользу странам, если осуществляется на равноправной основе.
А вот аналогичных предложений от прибалтийских стран не поступает, на мой взгляд, из-за сложных политических отношений России с Прибалтикой. Местный истеблишмент не поддерживает сближение с РФ. Я думаю, именно по этой причине региональное сотрудничество с прибалтийской страной маловероятно", – заключил эксперт.
Что упускает Таллин?
Напомним, Финляндия для Эстонии является одним из важнейших зарубежных инвесторов. Очевидно, что Таллин должен пристально следить за инициативами Хельсинки на международной арене, чтобы не "оказаться по разные стороны окопов". Однако, когда речь идет о России, прибалтийская страна ничего не может с собой поделать. А ведь если бы Таллин присоединился к инициативе мэра Савонлинны Янне Лайне, особая экономическая зона могла бы замкнуть треугольник "Юго-Восток Финляндии – Ленобласть – Восток Эстонии".
Производственных предприятий в этом регионе очень много, причем их количество продолжает расти. Один Высоцк и Усть-Луга, где постоянно появляются терминалы, заводы, железнодорожные магистрали, чего стоят. В таком "треугольнике" мог бы вращаться весьма внушительный объем товаров, ведь Россия наращивает грузопоток, идущий из Ленобласти в европейские страны. Эстония могла бы выступать идеальным посредником.
Но даже если прибалтийский транзит придет в полный упадок, ничего не мешает Таллину хотя бы попробовать наладить более плотное региональное сотрудничество, как это делает Хельсинки, тем более в прибалтийской стране есть множество компаний, имеющих богатый опыт международной торговли.
"Если взять сто крупнейших компаний Эстонии, то в списке по-прежнему преобладают розничная и оптовая торговля, транзит, строительство", – пишет издание Postimees.
Но увы, никто в Эстонии к инициативе финского политика пока что присоединяться не хочет.
Надежда еще есть
Впрочем, как рассказал гендиректор компании First Line Software Александр Поздняков (его фирма тесно общается с эстонским ИТ-сообществом – прим. автора), кое-какие перспективы и стимулы для более плотного сотрудничества с РФ все же есть.
"Почему аналогичных предложений не поступает от прибалтийской республики? На самом деле есть сферы деятельности, где российско-эстонская кооперация имеет будущее.
Эстония последовательно и успешно создает условия для комфортного пребывания технологических предпринимателей и с завидной регулярностью транслирует на весь мир кейсы своих резидентов, добившихся успеха", – отметил эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.