Обмен опытом
"Визит призван сделать более интенсивными отношения между Эстонией и Венгрией в целом", – заявил Хельме перед отправлением в Будапешт. Политик планировал обсудить с коллегами темы межпартийных отношений и сотрудничества на уровне ЕС, поделиться опытом Эстонии в области электронного резидентства, а также получить информацию о венгерском опыте в формировании миграционной политики.
Расписание у господина Хельме было довольно насыщенным: он встретился с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, госcекретарем Каталин Новак, министром внутренних дел Шандором Пинтером, Детлефом Шредером, директором Европейского полицейского колледжа (CEPOL). За свое краткое пребывание главный националист Эстонии послушал истории о том, как предотвращать наплыв беженцев – как это было с Венгрией в 2015 году, и как защищать границы своей страны внутри ЕС. Хельме же, в свою очередь, поделился эстонским опытом электронного резидентства и противодействию киберпреступности.
Переговоры высокопоставленных лиц завершились плодотворно, проложив путь к расширению сотрудничества государств. По итогам встречи представитель пресс-службы венгерского премьера Берталан Хаваси процитировал слова Хельме о том, что EKRE (Консервативная народная партия Эстонии – прим. Baltnews) рассматривает Венгрию как пример продвижения важных европейских ценностей в дебатах о будущем евросообщества. Но что же объединяет взгляды политиков двух стран, давая им почву для развития отношений?
Традиции и ценности
"И Фидес ("Венгерский гражданский союз", лидером которого является Виктор Орбан – прим. Baltnews), и EKRE – партии, основанные на христианских традициях, и есть желание создать альянс, опирающийся на христианские традиции, чтобы выступать против расцветшего в Европе либерального мировоззрения", – говорил Хельме еще перед поездкой.
Обрушиваясь на левых, ЛГБТ-идеологию и "брюссельских бюрократов", EKRE декларирует защиту Эстонии от пагубного влияния глобализации. Сегодня партия Хельме пользуется немалой поддержкой эстонских избирателей благодаря своим идеям о необходимости сохранения национального суверенитета, эстонской культуры и эстонского языка.
"Главной задачей нового правительства будет сохранение безопасности и христианской культуры Венгрии. Мы строим христианскую демократию старой школы, которая уходит своими корнями в европейские традиции" – а это уже из речи Орбана, когда тот в 2018 году обозначил приоритеты своего третьего срока на посту премьера. Орбан делает ставку на национальный патриотизм и укрепление консервативных ценностей, критикуя текущую политику ЕС. Неудивительно, что Орбан и Хельме сошлись во мнении о важности защиты христианской традиции и поддержания национальной культуры.
С одной стороны, правым популистам из Эстонии и Венгрии играет на руку общеевропейская тенденция недовольства традиционными партиями, которая привела к росту популярности крайне правых в ЕС. Теперь, по результатам выборов, они могут вести диалог о традиционных ценностях уже на правительственном уровне.
С другой стороны, обе страны являются членами ЕС – и такое фрондирование против Брюсселя чревато, тем более что с 2020 года финансовые транши из фондов ЕС восточноевропейским странам будут урезаны. Поэтому политики, выбравшие антибрюссельскую риторику, смыкают ряды, готовясь к новым испытаниям.
Контроль над границами
Традиционная для европейских правых популистов тема необходимости ужесточения миграционной политики была поднята и на этих встречах. По мнению Новак, проблема миграции является приоритетной для обеих стран.
Хельме часто критически высказывался о миграционной политике Европы и роли мигрантов в эстонском обществе. Неудивительно, что одной из целей его визита стало изучение мер защиты венгерских границ. Лидер EKRE был заинтересован тем, как Венгрия преодолела миграционный кризис 2015 года – в том числе, и через возведение антимигрантских стен вдоль своих рубежей.
Политики обеих стран сходятся в том, что демографические проблемы необходимо решать через поддержку института семьи – миграция не должна быть ответом на них. Орбан и Хельме полагают, что контроль над внешними границами ЕС должен дополняться сильной семейной политикой.
"Нам не нужны просто цифры. Нам нужны наши венгерские дети", – так ранее Орбан комментировал свою программу по поддержке материнства. С учетом того, что EKRE давно говорит о важности роли традиционной семьи в эстонском обществе, можно полагать, что стороны имеют общие взгляды на то, как именно нужно работать над демографией.
Новые пути
Сможет ли этот визит стать шагом к развитию альянса между Венгрией и Эстонией? Безусловно, здесь есть основания для положительного ответа. У стран совпадает мнение по вопросам миграции и консервативной политики, они видят необходимость в защите традиционных семейных ценностей, национальной культуры, языка и христианских традиций. И EKRE, и Фидес выступают за сохранение национального суверенитета стран в рамках Европейского Союза.
Конфронтация с общей линией ЕС не только помогает партиям оставаться в фокусе общественного мнения, но и подталкивает их ближе друг к другу. Нарастающая же нестабильность внутри ЕС, создающая новые разломы в общеевропейской солидарности, может сделать государства Вышеграда и страны Балтии союзниками в деле отстаивания своих интересов.
И упреки в адрес "Виктатора" – как называет оппозиция премьера Венгрии за его склонность к авторитаризму и одиозную риторику, скорее, только вдохновят недовольных политикой Брюсселя.
Кроме того, как утверждает политический аналитик из университета Тарту Мартин Мельдер, "согласно опросам, 70% эстонцев по-прежнему любят и поддерживают ЕС. Однако EKRE еще не достигла своего электорального максимума. Общеевропейская тенденция сохранится и будет и дальше способствовать росту популярности партий, выступающих против элит. Поэтому в ближайшее время EKRE вполне может набрать до 25% голосов или даже больше".
Впечатляющие успехи на выборах и агрессивная риторика эстонских крайне правых заставляют задуматься о том, что Эстония может прийти к правоавторитарному повороту. И в таком случае Март Хельме имеет шанс стать эстонским Виктором Орбаном – тем более что он готов у него учиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.