До муниципальных выборов в Эстонии остается чуть больше двух месяцев, а партии уже ввязались в активную предвыборную гонку. В ход идут не только агитация, сувениры, обещания, но и спекуляции на важные для электората темы. Каждая политическая сила расставляет свои акценты.
Лейтмотивом Центристской партии, как это водится на любых выборах, становится "русский вопрос". Долгие годы позиционировавшие себя как заступники русскоязычного населения, сегодня центристы стремительно теряют поддержку русских. Почему так происходит, и как партия пытается вернуть голоса?
К началу сентября рейтинг Центристской партии скатился до отметки в 17,8%. Впереди – традиционно Партия реформ с 29,9% и Эстонская консервативная народная партия (EKRE), которая обошла центристов на очередном политическом повороте, и имеет уже 22% голосов избирателей.
Таллин пал
Мало кто сомневается, что в октябре на муниципальных выборах центристы наберут куда меньше голосов практически по всей стране. Потеряет монополию партия и в Таллине. Причин тому множество. Снижение поддержки электората идет планомерно и поступательно.
На вопрос, что будут делать центристы, когда потеряют большинство в таллинском горсобрании, ответил накануне градоначальник – центрист Михаил Кылварт. По его словам, ни о какой коалиции и речи быть не может. Уж лучше оппозиция, чем коалиция.
Сказать, что смена власти в Таллине нанесет удар по "центристскому самолюбию" – ничего не сказать.
Сильнейшее влияние на позиции депутатов партии на местах оказывает политика их "старших братьев", сидящих в Рийгикогу. Сначала парламентские центристы вошли в коалицию с праворадикалами EKRE, что многим избирателям не понравилось.
Затем была целая череда коррупционных скандалов в высших эшелонах Центристской партии, которая тоже не прошла бесследно, – чем поспешили воспользоваться оппоненты центристов. Вишенкой на торте стал "русский вопрос".
В то время как Центристская партия обвиняет другие политические силы в игре на этнических противоречиях, сами депутаты продолжают спекулировать на теме защиты русских школ и внутриэстонском межнациональном единстве. Руководство партии, программа, а главное – речи самих политиков призваны олицетворять это единение. Но как-то не выходит.
Согласно существующему сегодня коалиционному соглашению Центристской партии и Партии реформ, от русских школ в Эстонии ничего не останется к 2035 году. Планомерное закрытие учебных заведений и перевод на эстонских язык – единая для страны стратегия. Для многих русских Эстонии она представляется скорее насильственной ассимиляцией.
При этом спекуляции на тему некой защиты русских школ среди центристов продолжаются, что еще сильнее снижает их популярность. Так, еще весной министр госуправления, центрист Яак Ааб в одном из интервью заявил, что перехода русских школ на эстонский язык не будет, и призвал "закрыть данную тему".
"Я присутствовал на коалиционных переговорах и знаю их детали. Никаких других документов, помимо коалиционного соглашения, где речь идет исключительно о повышении качества преподавания эстонского в русских детских садах и школах, нет", – сообщил Ааб.
Интересная формулировка – "помимо соглашения". А ведь и его одного достаточно для планомерной реализации полного перевода образования на госязык. Вторит Аабу и мэр Таллина. Мол, пока центристы состоят в коалиции, реализовать план перехода не удастся. Однако факты оказываются честнее политиков: только за последние пару месяцев в стране закрылись несколько русских школ.
Сегодня центристы, сидящие в первую очередь в Рийгикогу, с лихвой успели себя дискредитировать. И если в парламент страны выбирают по партийным спискам, то на местных выборах избиратели оценивают конкретные политические фигуры, которые могут не всегда разделять политику партии, однако вынуждены за нее отвечать.
Игра в популизм
Но, как известно, свято место пусто не бывает. В борьбу за русские голоса активно ввязались и национал-консерваторы. Судя по стремительному росту рейтингов EKRE, – довольно успешно. Более того, очевиден и фокус партии на северо-восток.
В этом году в традиционно русском регионе Ида-Вирумаа национал-консерваторы впервые представили свой избирательный список и метит ни больше ни меньше, чем в горсобрание Нарвы. Их идеи, "плывущие" по течению популизма, привлекают все больше русскоязычных жителей Эстонии.
EKRE собирает весь спектр протестных голосов от праворадикалов до антиваксеров и разочарованных русских. Последние или забыли некогда оголтелую русофобскую риторику или предпочли на время закрыть на нее глаза.
"Сегодня, наверное, уже хочется консервативного взгляда. Мне, например, их [EKRE] позиции по поводу отношения к семье, к тому, что должно быть с Нарвскими электростанциями, близки и понятны. Так же с русской школой. Все мечутся с русской школой – надо ее переводить на эстонский язык или не надо, а EKRE как раз и говорит о том, что надо сохранить русскую школу, но усилить там эстонский блок. Вот это важно. Я в хорошем смысле националист, правда. Я за русский язык, русскую школу и наших русских людей", – заявила бывшая центристка, а ныне нарвский член EKRE Лариса Оленина.
Защита традиционных ценностей, как ни крути, близка русским по духу, чем вовсю пользуются в партии EKRE.
Однако, как эстонские националисты будут отстаивать право русских школ на существование – не ясно. Более того, звучит сама идея немного абсурдно.
Для лучшего понимания можно даже вслух произнести: "Эстонские правые будут бороться за права русских". Сначала только развернут кампанию против мигрантов и меньшинств, а потом как поддержат русских.
Нет, что-то здесь не клеится.
Взлеты и падения
Сегодня консерваторы, как ярмарочные зазывалы, необходимы для полноты политической картины парламентской республики, иначе на "базаре" установится чья-то монополия. Взлеты и падения популярности понятны и нормальны. Только как в таких непростых условиях конкуренции Центристской партии завоевывать (а точнее – отвоевывать) свой электорат?
Можно обещать по 100 евро на каждого школьника, к примеру. Хорошая инициатива, не поспоришь.
Однако, если центристы намерены удержать ту власть, которая еще осталась, рано или поздно придется или окончательно признать переход на эстоноязычное образование, перестав спекулировать на этой теме, или в составе иной коалиции отказаться от плана вовсе. А если дела центристов и дальше будут идти не очень, то о формировании коалиции вообще можно будет забыть.
Игры с национальным вопросом с невысокой долей вероятности принесут желанных очков в копилку Центристской партии на грядущих муниципальных выборах. Однако и центристы, и консерваторы в этом политическом сезоне будут разыгрывать ту самую "русскую карту". Как она ляжет – большой вопрос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.