Проблема раскола общества Эстонии по национальному признаку по-прежнему будоражит прибалтийскую республику. В интервью изданию Postimees ученица десятого класса Раквереской реальной гимназии Екатерина Машина объяснила на своем примере, как эстонские школьники пренебрежительно относятся к своим русским одноклассникам.
"Многие представители старшего поколения [эстонцев] не могут принять и до конца понять, что времена изменились, а вместе с ними – и люди. Я думаю, что настало время забыть о прежних обидах и быть более открытыми по отношению к другим, несмотря на их родной язык и прочие отличия. Больше сопереживать друг другу. И я верю, что наше поколение в будущем сможет сделать так, чтобы в Эстонии больше не было этого разделения на "своих" и "чужих", но это зависит от каждого из нас, мы не можем повлиять на того, кто не пытается измениться сам", – заявила Машина.
В феврале, в день 103-й годовщины Эстонской Республики, президент Керсти Кальюлайд обратилась к русскоязычным жителям страны, отметив, что эстонцам нужна твердая уверенность, что со всеми ходившими в школу в стране они могут говорить на своем родном языке.
По ее словам, у каждого осевшего в республике, "независимо от того, приехал ли он давно или недавно, есть возможность и даже обязанность отправить своего ребенка в школу с эстонским языком обучения".
Эти слова вызвали бурную реакцию общественности. Кальюлайд обвинили в расколе общества на эстонцев и неэстонцев и навязывании русскоязычному населению образования на государственном языке.
Эстонский национализм проявляется не только в публичной сфере в речах политиков, но и на бытовом уровне. В декабре прошлого года лидер гражданского движения "Эстонская школа – родина эстонского языка" Трийн Терамяэ заявила о своем негативном отношении к совместному обучению эстонских и русских детей.
Она написала на страницах Postimees, что эстонцы не должны учиться вместе с русскими, так как это якобы угрожает их культурной идентичности. По ее оценке, под слишком сильным русским влиянием "угаснет уникальная культурная идентичность" эстонцев и превратится "в полурусскую и полусоветскую".
Правозащитные организации, такие как НКО "Русская школа Эстонии", защищают право русских на получение образования на родном языке. Сохранение русских школ – один из наиболее важных пунктов гражданских активистов. Однако государственная политика направлена на постепенную эстонизацию обучения.
Сейчас в республике преподавание в школах частично ведется на государственном языке. По закону соотношение предметов на эстонском и русском языках должно быть доведено до показателя 60 и 40 процентов соответственно.