Председатель партии Eesti200 Кристина Каллас заявила в интервью Sreda Cast, что она из того поколения, кто боролся за независимость. Хочется напомнить госпоже Каллас следующие моменты: независимость Эстонии была восстановлена и при участии русскоязычных активистов Народного фронта Эстонии, а также тех, кто проголосовал за независимость Эстонии, и тех, кто своим трудом доказывал лояльность государству.
Надежда перестройки
Во времена горбачевских обновлений 1985–1989 годов в рядах созданного по инициативе снизу общественного движения "Народный фронт в поддержку Перестройки" (или, как он позже стал называться, – "Народный фронт Эстонии" (НФЭ) существовала значительная доля русскоязычных жителей Эстонии (писатели, актеры, университетские профессора, рабочая интеллигенция), что не позволило консервативным партийным кругам обвинить НФЭ в выращивании национализма.
НФЭ пользовался значительной поддержкой русскоязычной части населения тогдашней Эстонской ССР, которая если не напрямую была в рядах этой организации, то активно поддерживала ее инициативы. Центр не мог не считаться с этой силой.
Идеал периода перестройки был фактически таким. Эстония – дом для всех ее жителей, проживавших в ней и считавших ее таковым. Была цель – единое общество. Но с обретением суверенитета к власти пришли националисты по типу Isamaa, риторика изменилась, и воцарилась иная политика, политика серых паспортов, где русскоязычному человеку было уготовано место извечного "агента влияния Кремля".
Предвыборный мед и поствыборный деготь
Каждый раз накануне региональных выборов в Рийгикогу или Европейский парламент практически каждая эстонская партия для набора достаточного количества голосов пытается переманить на свою сторону русскоязычного избирателя.
И тут любые слова и посулы идут в ход и все средства хороши. В любой партии находится свой русский политик, эстонские депутаты вспоминают о своих русских предках или демонстрируют познания в русском языке. Елей сладких речей льется потоками.
И сколько бы русскоязычный избиратель "ни обжигался", как бы он ни разочаровывался, с завидным упорством клюет на эту приманку.
Вот и сейчас, по прошествии выборов, в тот самый мед кидается припасенная ложка дегтя – снова, уже в сотый раз, русскоязычному избирателю (гражданину Эстонии) демонстрируют его место под солнцем на эстонской земле.
И это делает тот политик, который вчера клял национал-консервативную партию ЕКRE за националистические взгляды и осуждал гомофобию как тормоз в развитии Эстонии, рядился в одежды либерала, – это партия Eesti200 и ее лидер Кристина Каллас.
Еще недавно партия отметилась провокационными плакатами на остановке, где условно разделили платформу "только для русских" и "только для эстонцев".
Когда данная предвыборная акция вызвала шквал негативной реакции, партия Eesti200, открестившись от националистических взглядов, поспешила поменять плакаты. Каллас заявила, что ее расстраивает положение в обществе, когда разъединены две общины – эстонская и русская.
И вот теперь, когда предвыборные страсти утихли, лидер партии отметилась новыми заявлениями, которые, впрочем, не особо удивляют.
Кристина изображает удивленное негодование результатом опроса, в котором эстонцам задают вопрос о теоретической возможности занятия поста премьер-министра Эстонии русскоязычным политиком. Но, простите, вы молча созерцали, как из русскоязычных лепят образ "пятой колонны" на протяжении тридцати лет.
Даже не удивляет то, как бесцеремонно она объявляет День Победы политическим праздником Российской Федерации: "Празднование 9 мая – это первое дело, которое надо поменять. Потому что это то, что в сознании эстонцев автоматически связывает вас с Россией", – предлагает Каллас. При этом Кристина не считает, что нужно запретить праздник 9 мая, а сделать его личным, семейным праздником, где чтят память погибших родственников.
Оказывается, русскоязычная община должна праздновать 9 мая так, чтобы не привлекать к себе внимания: тихо, в семейном кругу, или лучше вообще спрячьтесь подальше со своими праздниками, дабы не оскорбить своими ритуалами коренной этнос.
Лучше доказывайте ежедневно свою лояльность, иначе вам эстоноязычная часть республики не будет доверять, а будет видеть в вас "агентов Кремля". И тут не играет роли, правоверный ли ты гражданин или серопаспортник, – сиди и не высовывайся.
Поразительно, как университетский преподаватель не знает свою собственную историю. Хотя, может, знает, но пытается ее приукрасить? Иначе как можно объяснить пассаж по поводу сборов ветеранов СС на Синимяэ?
"Нет, это были не войска СС, это Eesti Leegion, так называемый эстонский полк, который создался в 1944 году очень быстро. Да, немцами, но он не был частью Waffen SS. Его создали, чтобы противостоять походу Красной армии в Эстонию. Но эстонцы в этой армии воевали не за немцев, они воевали за свою территорию. Это все реакция русских на значки СС".
Конечно, снова во всех бедах русские виноваты и должны извиниться за свою реакцию. А госпожа Каллас откровенно лжет, сознательно занижая численность до полка и осознанно замалчивая предыдущую деятельность эстонских полицейских батальонов, воевавших под Ленинградом, в Новгородской и Псковской областях, и батальона СС "Нарва", имевшего уже до 1944 года принадлежность к войскам СС.
То, что говорила господа Каллас, – это не новинка, подобные разговоры уже за тридцать лет стали мейнстримом. Старая песня о старом.
Все интервью госпожи Каллас – это фактически срыв маски благопристойной и обнажение истинного мышления и намерений, которые охотно разделят национал-консерваторы из EKRE. Eesti200 – это та же EKRE, только с легким налетом либеральности.
P.S. Госпожа Каллас – советник Верховного комиссара ОБСЕ по правам нацменьшинств. Так почему мы удивляемся, что мы и не можем говорить о каком-то сплоченном обществе по прошествии тридцати лет со времени восстановлении независимости?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.