Жизнь без плана: на конференции в Таллине осознали, что ничего не понимают в России

© AFP 2022/ JOHN THYS

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Конференцию по безопасности имени Леннарта Мери пора переименовывать в конференцию "давайте вместе осудим злобную Россию".

Международная конференция по безопасности имени Леннарта Мери, недавно состоявшаяся в Таллине, как и прежде, в основном была посвящена обсуждению отрицательных качеств России. Точнее говоря, только о россиянах и их лидерах в эстонской столице и говорили.

Весьма представительный на этот раз состав участников встречи сложился из тех, кто хотел встретиться с кем-нибудь умным и знающим, кто скажет, что же теперь делать и как быть с Россией.

Но, похоже, обмена мнениями о происходящем на Украине вооруженном конфликте, о связанных с ним радикальных переменах в европейской политике и о том, какими же будут отношения с Россией в будущем не получилось.

Большая часть участников конференции высказалась в том духе, что говорить с Москвой не о чем, а надо лишь ужесточать санкции, давить экономически, принуждая к "хорошему поведению" и добиваясь тайно или явно смены власти в Кремле. К этому в целом сводились как откровенная враждебность к России "блиставшей" на конференции премьер-министра Эстонии Каи Каллас, так, скажем, и веселый, типично американский цинизм пожилого дипломата, заслуженного члена Атлантического совета Дэниела Фрида.

За редким исключением участники конференции, собравшиеся поговорить об отношениях с Россией, потратили время на то, чтобы рассказать друг другу о том, как опасен Кремль. Хотя вроде бы одной из ключевых тем должно было стать обсуждение того, когда и в чем ошиблась Европа, формируя свои отношения с Россией. Но тема была "раскрыта не полностью".

Голоса немногих политиков и политологов, призывавших адекватно оценивать реальность и думать о будущем, услышаны, похоже, не были. А имена самих "оппортунистов", не ставших вслед за остальными повторять нечто, сводящееся к "О, как мы ошибались относительно Москвы, мы к ней со всей душой, а ведь она, злобная и коварная, давно хотела на кого-нибудь напасть ради своих империалистических амбиций", возможно, вписали в списки неблагонадежных.

Наверное, их мнение могло бы стать предметом дискуссий, но конференция практически никого в эстонских, да и в большинстве европейских средств массовой информации, не заинтересовала. Публикаций об этой таллинской встрече на удивление мало. А местную прессу больше заинтриговал "массовый" заезд в Таллин руководителей американских разведывательных служб, прибывших как бы для участия в конференции.

Что ж, повышенный интерес сразу нескольких глав ведомств с очень специфическими задачами к Эстонии в будущем обещает, вероятно, увлекательные шпионские скандалы, в которых маленькая прибалтийская республика предстает обычно не в самом лучшем свете.

От банальных штампов-лозунгов к продуманному анализу

Что же касается ключевых и наиболее интересных мыслей, высказанных профессионалами, то есть теми, кто не тратил время на произнесение штампов, позаимствованных в газетах, ориентирующихся на не самую интеллектуальную публику, а действительно думает над тем, что теперь делать и какой будет Европа "потом", то их выводы наиболее четко сформулировал матерый карьерный французский и брюссельский дипломат Пьер Вимон.

"Мы понятия не имеет, какими будут наши отношения с Россией после завершения украинского конфликта. А "знаменитый" план из пяти пунктов, который должен был бы определять нашу российскую политику, не дал ничего. Мы понятия не имеем, что теперь станет с расширением Евросоюза и его политикой соседства", – немного ошарашил дипломат аудиторию. Стоит отметить, что если Вимон приехал в Таллин, чтобы найти там ответы на все эти вопросы, то он явно ошибся адресом.

Хозяевам конференции явно хотелось совместного клеймения и обличения Москвы с последующим ее приданием очередной анафеме, а не дискуссии и анализа. Чего стоит, например, пафосная фраза оказавшейся на конференции в центре общего внимания премьера Эстонии Каи Каллас о том, что "газ может быть дорогим, но свобода бесценна". Ее глава правительства маленькой страны, практически не зависящей от поставок энергоносителей, не постеснялась произнести, комментируя вопрос о том, как она расценивает убытки, наносимые антироссийскими санкциями самому Евросоюзу и, прежде всего, Германии.

"Это очень сложно объяснить тем странам и людям, которые не испытали потерю свободы", – продолжала в том же духе эстонский премьер, в очередной раз напоминая об "оккупации" республики Советским Союзом, но забыв, очевидно, школьные уроки истории. Где можно было бы узнать, что в Европе нет практически ни одной страны, в то или иное время не побывавшей кем-нибудь захваченной и оккупированной.

Во всяком случае, о Франции, Германии и Италии, призывающих сейчас как можно скорее прекратить военные действия на Украине и добиться там мира, это можно сказать со всей определенностью. Каллас вроде как осуждает эту позицию, считая очевидно, что украинцы должны сражаться до последнего человека, а Евросоюз и НАТО станут помогать им, снабжая деньгами и оружием. Причем в силу своей бедности сама Эстония ничем особенным снабдить Киев не в состоянии, а потому, следуя логике Каллас, все перечисленное должны делать все те же западноевропейские "тяжеловесы".

Немало весьма авторитетных и знающих политиков и политологов собрала конференция в Таллине (хотя тон задавали не они), но запомнился аудитории, прежде всего, болгарский политический аналитик Иван Крыстев (имеющий ряд спорных суждений о мировоззрениях россиян), напомнивший присутствующим, в частности, о том, что Евросоюз на самом деле создавался бывшими империями, бывшими колониальными державами, не до конца избавившимися от прежних, исторически сложившихся взглядов на то, каким должно быть мироустройство. И чтобы требовать перемен от других, европейским столицам следует измениться и самим.

Крыстев напомнил также участникам конференции, увлекшимся процессом единения на почве клеймения России, что говорить об изоляции Москвы неверно, поскольку значительная часть стран мира ее не осуждает и не вводит санкции. А еще одно его высказывание можно, пожалуй, счесть итоговым выводом всей конференции: "у Евросоюза на самом деле нет никакой продуманной долгосрочной политики отношений со своими соседями".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.