Пользуясь украинским кризисом как предлогом и прикрытием, ряд государств Восточной Европы во главе с Польшей "атакуют" сложившуюся систему оказания влияния на принятие решений в Евросоюзе.
Властный тандем Франция–Германия временно бездействует, и на волне антироссийских настроений образовавшийся политический "вакуум" стремятся заполнить "ястребы". В странах Балтии тоже полагают, что могут повысить свою значимость и авторитет, возглавив антироссийское "движение" в альянсе.
Да, голоса прибалтийских и польских политиков, призывающих к еще большей жесткости антироссийских санкций, к прекращению всяческого общения с Москвой, разрыву всех отношений, слышны сейчас в Евросоюзе очень хорошо. Никогда еще за последние десятилетия к лидерам стран Балтии и Польши не было привлечено столько внимания, их не цитировали в таком количестве европейские издания проамериканского толка.
Украинский кризис, растерянность европейцев и кампания разрыва отношений с Россией неожиданно сделали прибалтийских премьеров, министров и президентов с их извечными и заунывными "Россия – это зло, уж мы то знаем" вроде как единственными в альянсе, кто понимает, что теперь делать и как себя вести. Эдакие "люди войны", якобы решительные и жесткие, ничего не боящиеся, "без тормозов".
Иных лидеров общественного мнения не нашлось. Президент Эммануэль Макрон был чрезвычайно озабочен своим переизбранием, канцлер [Олаф] Шольц молчал, подавленный хором обвинителей в "катастрофических ошибках", допущенных Германией в отношениях с Россией, ее зависимостью от поставок российских энергоносителей, в отказе поставлять Украине вооружения.
Причем запевалами в этом хоре выступили, в том числе, и прибалты, которые прежде нипочем бы на такие выпады в адрес Берлина не решились. Звездный час русофобии. Выражаясь языком премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, "то, что ранее называлось русофобией, теперь уже является мейнстримом, сегодня уже принято как очевидность, в которой мы функционируем".
Ненадолго из маргиналов в "князи"
До недавних пор в "народных массах" стран Балтии бытовало неафишируемое мнение о том, что членство в Евросоюзе, применение его законов, правил, традиций и обыкновений, приобщение к западноевропейским ценностям, плотное личностное общение местных политиков и чиновников с западноевропейскими коллегами благотворно повлияют на мировоззрение и политическую культуру прибалтов.
Подтянутся, так сказать, до высоких морально-этических стандартов Западной Европы. Но случился серьезный кризис и "облагораживаемые" принялись "перевоспитывать" воспитателей, требуя "российской крови" во имя Украины, до судьбы которой им, по большому счету, нет особого дела и помочь которой сами каким-либо серьезным образом они не в состоянии.
И вот премьер Эстонии Кая Каллас уже критикует западноевропейских лидеров за слабость и нерешительность, сетует на недостаточно жесткие санкции против России. И хором с польским премьером Моравецким требует от Парижа и Берлина полностью прекратить диалог с Москвой. На встречах в рамках Евросоюза и НАТО страны Балтии и Польша настаивают на полном разрыве отношений с Россией, споря с Францией и Германией, считающих необходимым сохранить контакты.
Пользуясь моментом, Эстония в кильватере Польши пытается трансформировать традиции формирования внешней политики альянса, получив в новых условиях право голоса, который услышат. В Варшаве замахиваются шире, стремясь заставить Брюссель менять подходы еще и в сфере финансов, главенства права, прав человека, но у поляков и амбиций, и голосов в Совете альянса побольше, чем у прибалтов.
Уровень влияния стран Балтии на Западную Европу и их роль в принятии ключевых решений "до" и "после" кризиса емко описала (вероятно, не желая того) директор Института внешней политики Эстонии Кристи Райк.
"Раньше страны Балтии находились в маргинальной позиции, но сегодня ситуация изменилась: западные страны признают, что отношение, которые страны Балтии проявляли к России, было оправданным, – говорила Райк. – И теперь Запад готов выслушивать предложения стран Балтии и относится к ним серьезно".
Балтии надо думать о том, что будет "потом"
Выходит, до начала украинского кризиса никто в Брюсселе к прибалтам всерьез не относился. Звучит довольно откровенно и унизительно, противореча буквально всему, что ранее говорилось на официальном уровне в Таллине по поводу якобы уважительных и равных взаимоотношений с "центральными властями" Евросоюза.
Но директору института ни много ни мало "внешней политики", очевидно, виднее. Возникает, правда, вопрос, будет ли Запад продолжать "слушать" Эстонию и другие страны Балтии после того, как трагические события на Украине так или иначе закончатся.
Никаких значимых результатов на пути во власть прибалты, конечно, не добьются, поскольку решения в конченом счете все равно станут принимать в альянсе те, кто "тяжелее" по части средств и возможностей. Хаос завершится, эмоции сойдут на нет, на первое место вновь выйдут проблемы экономики.
Страны Балтии, Польша и другие "ястребы" рискуют тем, что, когда все "это" закончится (а оно обязательно так или иначе закончится), Евросоюз примется подводить итоги и подсчитывать потери и убытки. Они окажутся катастрофическими и в значительной своей части неоправданными ни политически, ни экономически. И вот тогда начнется поиск виновных. Надо ли говорить, кто именно будет назван причиной "лишних" убытков?
Десятки западноевропейских аналитиков и влиятельных обозревателей напишут, что "Евросоюз пошел на поводу" у стран, которые на самом деле руководствовались не интересами альянса, а рекомендациями Вашингтона, что их позицию определял не прагматизм и трезвая оценка ситуации, а гнет исторически сложившихся комплексов неполноценности и русофобские настроения.
И все это будет отчасти справедливо, а отчасти – проявлением стремления найти "стрелочников", оправдать слабость политического руководства Евросоюза, ущербность самой системы управления альянсом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.