Между Донбассом и Россией – санкции. Какой ущерб экономике могут нанести рестрикции Запада

© РИА Новости / Илья Питалев

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Признание со стороны России независимости Донецкой и Луганской народной республик, начало военной спецоперации на Украине – ключевые события последних дней. Реакция Запада предсказуема – санкции. Что дальше?

В понедельник, 21 февраля, в Екатерининском зале Кремля президент России Владимир Путин подписал указы о признании независимости Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Кроме того, с главами республик были подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи.

Реакция Запада не заставила себя долго ждать. Предсказуемо был принят очередной пакет санкций, на этот раз в отношении 351 депутата Госдумы и 27 физических и юридических лиц страны, которые голосовали за признание Москвой независимости ЛНР и ДНР.

Более того, Евросоюз также ввел меры против госдолга России, ограничив доступ к капиталу и финансовым рынкам сообщества. Вновь прозвучали угрозы отключения РФ от международной платежной системы SWIFT. Германия, в свою очередь, остановила процесс сертификации газопровода "Северный поток – 2".

Что дальше?

Утром 24 февраля российский лидер Владимир Путин объявил о начале специальной операции по демилитаризации и денацификации Украины. И вновь ожидаемо Запад грозит санкциями.

Насколько высок риск очередных антироссийских мер, какие сферы оказались под ударом, а главное – какой ущерб экономике России могут нанести западные санкции?

В пресс-центре международной медиагруппы "Россия сегодня" прошел круглый стол на тему "Санкции за мир на Донбассе: чего ожидать России". Участие во встрече приняли директор ИМЭМО РАН член-корреспондент РАН Федор Войтоловский, заместитель директора ИМЭМО РАН член-корреспондент РАН Сергей Афонцев, руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева, а также программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев.

По словам Федора Войтоловского, международная легитимная практика введения санкций значительно отличается от того, что принимают и применяют на сегодняшний день в отношении России США и их союзники.

"То что применяется сегодня под видом санкций – по сути меры экономической войны. Когда нельзя применить военную силу в полной мере используются торговые ограничения, ограничения на поставку тех или иных товаров, технологий, услуг",  – отмечает Войтоловский.

© Sputnik/ Нина Зотина
Директор ИМЭМО РАН Федор Войтоловский

Иван Тимофеев, в свою очередь, обратил внимание на интересный нюанс: еще до признания ЛДНР Россией США "довольно прозрачно обозначили набор мер, которые они будут применять". В частности, на рассмотрение Конгресса было внесено целых девять законопроектов.

"Сейчас мы ожидаем, что на следующей неделе, когда выйдет Конгресс, Россию он будет обсуждать в первую очередь. И новый закон будет принят однозначно. И скорее всего, единогласно", – заявил Тимофеев.

© Sputnik/ Нина Зотина
Программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев

Необходимо также учитывать, что США отказывают давление на Россию именно в тех сферах, где страна является конкурентом, добавил эксперт. В первую очередь речь идет о нефтегазовом, металлургическом секторах, а также о производстве военной техники.

"С точки зрения социально-экономического развития России, наибольшее значение  всегда имели финансовые санкции и технологические ограничения", – пояснил Войтоловский.

Однако даже столь серьезные рестрикции не оказали, как показала восьмилетнаяя практика, существенного воздействия.

Финансовая и банковская сферы России продемонстрировали в этой связи свою стрессоустойчивость, адаптировались к жизни под санкциями.

К чему готовить российскую экономику

Вместе с тем Войтоловский напомнил, что на протяжении долгих восьми лет Москва не раз заявляла, что ДНР и ЛНР являются частью Украины, требуя при этом выполнения Минских соглашений.

Со стороны Запада в свою очередь не раз звучали обвинения в "невыполнении договоренностей" со стороны России. Данный факт использовался как предлог для введения санкций.

"Напомню, что Россия не являлась стороной Минских соглашений, Россия – гарант их выполнения. Сейчас эта логика меняется, потому что восемь лет ни к чему не привели. Минские соглашения мертвы. Я думаю, что сейчас мы увидим резкое усиление санкционного давления, и прежде всего – американского, в меньшей степени – европейского", – прогнозирует Войтоловский.

Важными вопросами также остаются и сроки принятия Западом антироссийских мер. Так, по мнению Тимофеева, на следующей неделе США примут соответствующий закон.

"Мы увидим, скорее всего, удар по крупным российским банкам и финансовому сектору, по энергетическим компаниям", – поделился эксперт.

Одним из уязвимых для России секторов является энергетический, что делает санкции в этой отрасли неизбежными. Однако они будут приняты не сегодня, не завтра, а в будущем. И не все сразу, чтобы избежать шока на мировом рынке с резким скачком цен на нефть и газ.

"Сейчас мы стоим перед рисками как минимум двукратного увеличения тяжести санкций для российской  экономики с точки зрения упущенных темпов ее роста. В первую очередь мы должны понять: много это или мало", – считает Сергей Афонцев.

© Sputnik/ Нина Зотина
Заместитель директора по научной работе, заведующий отделом экономической теории ИМЭМО РАН, член РСМД Сергей Афонцев

Апокалипсис не сегодня

Экспертами также было представлено несколько сценариев развития событий: от сохранения статус-кво до апокалиптического, то есть иранского, включающего в себя отключение России от международной платежной системы SWIFT.

"Я бы сказал, что апокалиптичный сценарий – один из тех, что откладываются на будущее. Полноценный удар по российскому энергетическому сектору и даже отключение тех или иных банковских структур от мировой банковской системы – взрыв рынка. Вряд ли это будет приемлемо для тех, кто вносит предложения по санкциям", – считает Афонцев.

>>>Удар по Западу: чем продиктована позиция ФРГ по вопросу отключения РФ от SWIFT

Основной санкционный удар примут на себя государственный сектор и все, что с ним связано. Это, по прогнозам эксперта, самый реалистичный сценарий развития событий.

Говоря об энергетике, нельзя не вспомнить и о приостановке сертификации "Северного потока – 2" со стороны ФРГ. Как отмечает Афонцев, об этом газовом проекте придется теперь надолго забыть. На фоне противостояния необходимо обратить свой взор на другой трубопровод – "Северный поток – 1".

"Остановку "Северного потока – 1" будут держать в качестве очень серьезного козыря. Но нужно еще убедить Европейский союз. Гипотетически это возможно в случае, если военное противостояние на Украине затянется", – особо подчеркнул Афонцев.

Иван Тимофеев в свою очередь напомнил, что уже введенные и запланированные санкции США и Европейского союза – сильно разные вещи. Последние, как утверждает эксперт, "будут схожи с американским пакетом", но в то же время будут вступать в силу дольше и аккуратнее.

"Европа будет гораздо осторожнее в плане энергетических санкций в отношении нефтяного и особенного газового секторов", – добавил Тимофеев.

"Политика пожирает экономику"

Логика сегодняшнего конфликта не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд. Сегодня речь идет не об обоюдном поочередном введении мер экономического давления. Противостояние будет оставаться в другой парадигме, предполагающей асимметричные ответы.

"Сейчас, на мой взгляд, главный российский ответ будет не экономический, а военный. То есть мы отвечаем  не пропорционально. Мы отвечаем там, где у нас есть больше возможностей. А больше возможностей есть в военно-политической сфере, и мы это видим сейчас", – убежден Тимофеев.

При этом эксперт не исключил введения ряда и экономических ограничений и со стороны России, которые могут нанести локальный ущерб. К примеру, одной из гипотетических целей может стать сфера экспорта металлов, нефти и газа.

"Запад понесет издержки большие. При наличие политической воли они будут идти к тому, чтобы менять поставщиков и нефти, и газа, и металлов. Это замедлит их экономический рост. Это приведет к потерям. Однако в этом случае политика пожирает экономику. И политика будет продолжать доминировать", – пояснил политолог.

Вместе с тем у возможных так называемых зеркальных мер есть и обратная сторона. Любые санкции с высокой долей вероятности будут оказывать негативное воздействие и на саму Россию.

"Логика ответных мер в экономической сфере контрпродуктивна. Это  будет снижать нашу конкурентоспособность на других рынках, и создавать негативную репутацию для российских производителей", – считает Войтоловский.

"Интенсивность конфликта на Украине не будет зависеть от объема санкций. Затянется ли конфликт или же он будет скоротечным – неважно. Объем санкций будет большим", – заключил Тимофеев.

"Если кто-то на достижение внешнеполитических целей реагирует экономическими санкциями, то нормальная реакция сводится к тому, чтобы просто достичь той цели, которая была изначально поставлена", – подытожил Афонцев.

На сегодняшний день неизвестно, будет ли текущая военная операция блицкригом или затянется на недели вперед. Однако с уверенностью можно сказать лишь то, что результатом ее станет достижение Россией поставленных военно-политических целей и жесткие экономические санкции со стороны Запада.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.