Вторжения не дождались: антироссийская пропаганда Запада потерпела катастрофу

© AP Photo/ Mindaugas Kulbis

Война на Украине не началась в заявленные Вашингтоном сроки, что стало ударом для полчища европейских и американских "знатоков России".

"Коварное" ненападение России на Украину, назначенное Вашингтоном на среду, 16 февраля, поставило на грань краха индустрию западной политической экстрасенсорики, "путиноведения", мистического проникновения в мысли и помыслы российского руководства.

Многие западные издания и политики явно переживают шок, не понимая, как и о чем теперь писать и говорить, как вскрывать "реваншистские" помыслы Кремля, если он не делает того, что, по мнению "экспертов", просто обязан делать.

Обсуждения санкций, которые Евросоюз и США введут против России, когда она нападет, идут с не меньшей интенсивностью и даже азартом, но в речах (скорее похожих на написанные одним автором декларации) их участников чувствуется какая-то неуверенность и обида из-за напрасно потраченного времени и нервов. Надрыв пропал.

"Эксперты по России" и обозреватели из числа тех, что посообразительнее, взяли паузу, другие же по инерции продолжают говорить и писать, перенося даты гипотетического российского вторжения. И продолжая утверждать, что Москва просто не может отказаться от своих "агрессивных планов", потому что... Далее следует широко известный, но уже не вызывающий особого доверия средств массовой информации набор доводов: "Президент Владимир Путин не привык отказываться от своих намерений", "он думает, что...", "мечтает о...", "Путин не может потерять лицо", "Россия продолжает вынашивать реваншистские планы" и "мечтает собрать вместе все утерянные территории империи".

"Путин может идти вперед или отступать, ему не нужна поддержка народа, она у него есть на достаточном уровне. Конечно, он должен совершать шаги, чтобы народ любил его как царя. Он может заявить, что сделал то и это и отступает", – вещал знатный эстонский "путиновед", депутат Европарламента и отставной генерал Рихо Террас. "Мы видели, что для Путина характерна такая деятельность: если цена достаточно низкая, он всегда готов применить силу", – говорил другой "эксперт по России", бывший министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу.

"Если Путин скажет, что готов заплатить любую цену – будь то внутриполитический ущерб или санкции – главное завоевать Украину, тогда тяжело предположить, как этого избежать. И все это может быть весьма кровавым мероприятием, но главный вопрос все же – какова будет цена, которую Путин готов заплатить", – спорит с коллегой "экспертом" Рейнсалу о ценах еще один знаток мыслей российского руководства, британский политолог Марк Галеотти.

"Путин от своих целей не откажется. Он хочет получить контроль над Украиной", – не заморачиваясь вопросами цен, рубит знатный "путиновед", директор Института внешней политики Эстонии Кристи Райк.

Глупо выглядят не только "путиноведы"

"Разоблачители", якобы имеющие экстрасенсорную способность проникать в мысли и планы российского руководства, "эксперты по России" с их мистическими возможностями испытывать те же чувства, что и обитатели Кремля, теряют доверие прессы. Растерянность и досада почти осязаемы.

Извечный вопрос человечества "насколько глупо я теперь выгляжу?" портит настроение тысячам журналистов и политиков, доверившихся трагическим предупреждениям Вашингтона. И надо честно признаться, это упоительное зрелище.

Целая индустрия пропаганды, питаемая средствами мутных фондов и гонорарами крупных западных изданий, вдруг оказалась на грани краха. На смену заявлениям о точном понимании предыстории, подоплеки и развития агрессивных помыслов Москвы пришло что-то вроде слов процитированного The New York Times "эксперта" Джулиана Смита: "Мы принципиально не понимаем, никто из нас не понимает, что у президента Путина в голове, и поэтому мы не можем делать никаких предположений о том, куда все это движется".

Руководитель пресс-службы Госдепартамента США Нед Прайс, отвечая на недоуменные, а то и саркастические вопросы, выступил с утверждением, что его ведомство никогда не называло точных сроков "вторжения" России. "Не думаю, чтобы вы слышали нас с какого-то подиума указывающими точный день вторжения. В течение какого-то времени вы слышите, как мы пытаемся донести, что Россия создала возможности для атаки в любое время", – цитируют слова Прайса мировые информационные агентства. "Крайним", таким образом, получается сам президент Джо Байден, который называл точные сроки начала "войны в Европе".

Подозрения в адрес американских разведслужб, предоставлявших Вашингтону ошибочные "достоверные" сведения, официально опровергаются, но скепсиса эти опровержения не развеивают.

В утешение (хотя кого мы обманываем – какое уж там утешение) экстрасенсам-разоблачителям надо сказать, что представители профессии, подразумевающей куда меньшую склонность к доверчивости и мистике и намного большую приверженность фактам, то есть представители западного разведывательного сообщества, тоже потерпели сокрушительное поражение.

Со стороны трудно судить, но складывается впечатление, что пока российские разведки резвились на интеллектуальных просторах дезинформации, российская контрразведка, вероятнее всего, вскрывала каналы утечек якобы секретной информации о планах Кремля.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.