В начале февраля министр иностранных дел Швеции Анн Линде побывала в Москве. В расписании главы МИД были: переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым, встреча с общественными организациями и студентами, изучающих шведский язык. Небольшая двухдневная программа показала – у России и Швеции есть повод для сотрудничества.
Российско-шведские морозы
Отношения между Москвой и Стокгольмом нельзя назвать "теплыми". Скандинависты–страноведы любят это сводить к историческим причинам: Швеция традиционно находилась на противоположной стороне баррикад от России и, несмотря на провозглашенный нейтралитет в двух мировых войнах, импонировала Германии. Не оставляют без внимания и более "древние", но уже традиционные в восприятии общества, причины, вроде Северной войны и других непосредственных столкновений Швеции и России в XVII-XIX веках.
Былые, особенно военные события, как это отчетливо видно из примеров Польши и Украины, остаются в повестке современных политиков. Характерно ли это для Швеции? Лишь отчасти.
В своих политических решениях Стокгольм основывается на общеевропейский и пронатовский курс, несмотря на то, что страна не является членом Альянса. Швеция последовательно обвиняет Россию во всех озвученных западными партнерами грехах.
Территориальная близость стран не подтолкнула стороны к сотрудничеству. Вот пример: последний официальный визит президента РФ Владимира Путина в Стокгольм был в 2001 году. Имели шанс пообщаться главы государств на общих форумах. Так, в апреле 2019 года на поля V Международного арктического форума "Арктика – территория диалога" прибыл премьер-министр Швеции Стефан Лёвен.
Для Лёвена и его статуса, вероятно, встреча носила даже более принципиальный характер, ведь еще каких-то четыре месяца назад политик не мог быть уверен даже в сохранении своего места, а сама Швеция, только пережившая очередные парламентские выборы, находилась в затяжном, правительственном кризисе.
Анн Линде и "феминистская внешняя политика"
Программа переговоров, которую объявила перед приездом в Россию Анн Линде, не была неожиданной.
Анн Линде стала продолжателем начатого бывшей главой МИД Швеции Маргот Вельстрем курса "феминистической внешней политики". Эта идеология как нельзя лучше легла в рамки всей программы шведской левоцентристской коалиции из социал–демократов и "зеленых", объявивших себя "единственным феминистическим правительством в мире" еще во время первого срока в 2014 году.
На встрече со студентами Российского государственного гуманитарного университета, на которой поприсутствовал и корреспондент Baltnews, Линде пояснила, как выглядит это понятие на практике:
"Права человека и права женщины являются приоритетными вопросами для правительства Швеции.
Швеция также проводит феминистическую внешнюю политику. Это означает, что все рассматриваемые вопросы оцениваются, не в последнюю очередь, с перспективы женщин, молодых девушек. Мы смотрим, какие последствия те или иные явления в политике могут иметь для них, какие могут иметься возможности для случаев дискриминации.
Я поднимаю связанные с этим вопросы, когда я посещаю любые страны, стараюсь абсолютно всегда встречаться с представителями местных организаций, работающих с вопросами прав человека, представителями ЛГБТ сообществ, с теми организациями, которые защищают права женщин. Такие встречи я провела и здесь – в Москве".
По мнению шведского министра, России стоило бы перенять опыт Швеции:
"Я думаю, что как феминистская политика, так и феминистская внешняя политика – это то, что возможно для всех стран. Речь идет, прежде всего о том, чтобы была справедливость, у всех были одинаковые условия. Но возможность проведения этой политики во многом зависит от того, насколько велико желание общества. И в Швеции по этому вопросу шли довольно трудные дискуссии, не все давалось легко. Но в частности, в 1994 году было решено, что правительство Швеции должно быть поделено абсолютно поровну: 50% – мужчины, 50% – женщины. Этот принцип неукоснительно соблюдается, вне зависимости от того, какая партия выигрывает выборы", – добавила министр в ходе ответов на вопросы студентов.
По какой-то причине Линде, после встречи с Сергеем Лавровым, выразила сомнение, что прошедшие переговоры сдвинут Россию в направлении к шведской внешнеполитической модели.
В тоже время принципиальным остается и то, что непосредственные вопросы взаимоотношений Швеции и РФ также находятся в подвешенном состоянии. Во многом – из-за позиции скандинавской страны.
Провокации НАТО
Темой, обозначенной как "волнующая российскую сторону", стала ситуация в Балтийском регионе:
"Подробно обменялись мнениями и по ситуации в сфере безопасности в регионе Балтийского моря. Мы привлекли внимание наших собеседников к достаточно провокационным действиям НАТО, они наращивают военную активность, наращивают свое военное присутствие в непосредственной близости от российских границ", – отметил после переговоров Лавров.
Как подчеркнул представитель России, в Балтике нет инцидентов, зарождающих необходимость военного решения ситуации. Потому главным призывом РФ становится снижение напряжения в регионе и "укрепление взаимного доверия" между соседствующими там странами.
Одним из таких путей, по мнению Лаврова, является взаимодействие на уровне военных.
Швеция и Финляндия остаются единственными государствами Балтийского региона, не принадлежащими к Альянсу. Сейчас же Стокгольм является одним из пяти представителей, дающим НАТО расширенные возможности для военного сотрудничества. Часто сомнения Швеции в необходимости наращивания оборонного бюджета и поддерживания связей с Альянсом поддерживаются сторонними силами, в том числе американскими СМИ, трубящими о надвигающейся "российской угрозе".
В парламенте Швеции происходят постоянные трения о важности дополнительных вложений в военную сферу. И как показали результаты последних выборов, народ не приветствовал такие идеи, поддержав более "мирные" партии.
Россия в очередной раз отметила важность сохранения, пусть и эвентуального "нейтралитета" Швецией.
"Поделились нашими оценками беспрецедентных планов НАТО по продвижению к нашим границам, по затягиванию в натовские военные маневры нейтральных стран, таких как Швеция и Финляндия. Предложили нашим шведским соседям наладить доверительный открытый диалог по линии военных, как мы это сделали уже три года назад с Финляндией", – заявил Лавров.
Линде обещала подумать над предложением министра. Тем не менее, на этой же встрече глава МИД Швеции объявила об увеличении ассигнований на шведскую оборону. От кого собирается защищаться страна, было ясно и без уточнений.
Остается верить, что разрядки возможно будет достичь в период председательства Швеции в ОБСЕ в 2021 году, где Россия, что признает северный сосед, продолжит играть ключевую роль.
Торговля
Требования к прозрачности военных учений, взаимные укоры по наращиванию обороны…но были и вопросы, где обе страны сошлись. Стороны заинтересованы в сотрудничестве, включая торгово-экономическую, инвестиционную и культурно–гуманитарную сферы.
Лавров обратил внимание на важность возобновления работы двустороннего комитета по торговле и экономическому сотрудничеству:
"Мы подтвердили обоюдную готовность продвигать практическое сотрудничество и приветствовали поступательное развитие экономического взаимодействия".
Действительно Швеция остается важным торговым партнером России. По данным, предоставленным МИД РФ, в 2017-2018 годы между странами наблюдался устойчивый рост товарооборота, который составил 4,04 млрд долларов США (+3,9% – прим. Baltnews) и 5,63 млрд долларов (+33% – прим. Baltnews) соответственно. По итогам января–ноября 2019 год этот показатель сократился до 4,16 млрд долларов (–15 по сравнению с аналогичным периодом 2019 года – прим. Baltnews). Доля Швеции во внешнеторговом обороте России составляет 0,7%.
В России продолжает действовать огромное число шведских компаний, шведский бизнес заинтересован в российском рынке, в частности такие гиганты как "ИКЕА", "Вольво", "Эрикссон", "Ферронордик Машины", "Орифлейм".
"У России и Швеции хорошие отношения в сфере бизнеса. Что для нас сейчас важно – кто с российской стороны возглавит межправительственный Российско–шведский Наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству. После перестановок в российском правительстве сопредседатель с российской стороны – бывший министр здравоохранения Вероника Скворцова, больше не входит в новый кабинет министров.
Я надеюсь, что министр торговли [и промышленности Денис] Мантуров займет этот пост. Глава министерства – тот человек, который важен для нас. У нас всегда было очень тесное и конструктивное сотрудничество, и я надеюсь, что оно продолжится. Существует большой потенциал для расширения торговли между Россией и Швецией", – сказала в интервью РИА Новостям Линде.
Дело Валленберга
Не обошла стороной переговоры и тема Второй мировой войны. Швецией вновь был поднят вопрос выдачи Стокгольму документов архива ФСБ, касающихся смерти шведского дипломата Рауля Валленберга.
27 января в издании Svenska Dagbladet появилось открытое письмо семьи Валеннберг с просьбой обратиться Швеции к российским властям. Письмо подписало 44 человека, в том числе родственники дипломата, деятели культуры и искусства.
Рассказывая о Валеннберге, Анн Линде отметила, что он до сих пор остается всенародным примером отваги для шведского народа.
Сам Рауль Валеннберг находился в дипломатическом представительстве Швеции в период Второй мировой войны. После вхождения в Венгрию германских войск 19 марта 1944 года Швеция начала операцию по спасанию венгерских евреев от депортации в лагеря смерти. На должность первого секретаря шведского посольства в Будапеште с предоставлением всех дипломатических прав был назначен Рауль Валленберг.
С приходом к власти в Венгрии нацистского движения "Скрещенные стрелы", дипломат начал спасательную работу. Сняв более тридцати домов, он разместил на них таблички вроде "Шведская библиотека" или "Шведский культурный центр", объявив эти территории экстерриториальными. Там скрывались евреи. Пользуясь своим дипстатусом, он выдавал им шведские "защитные паспорта", отговаривал немецкое командование выполнять меры по зачисткам. Валеннберг спас несколько десятков невинных жизней.
После занятия Красной Армией Венгрии, Валленберг исчез. Произошло это после его встречи с командованием советских войск. До 1957 года сведений о дипломате не было, позже СССР объявил, что Валленберг скончался от сердечного приступа в Московской тюрьме на Лубянке, 17 июля 1947 года.
Швеция пытается получить данные о причинах ареста и гибели Валленберга, в свою очередь российская сторона указывает, что гриф "секретно" с документов о смерти дипломата пока не снят. Но будет – с 2020 по 2022 год. Остается только ждать.
Итог
Общее ощущение от встречи глав МИД России и Швеции – холод в отношениях сохраняется. Кажется, что страны смотрят в абсолютно разные стороны и, несмотря на множество роднящих факторов, не готовы эту позицию менять. Остается надеяться, что глобальные надвигающиеся проблемы, такие как военные конфликты в проблемных регионах, угроза климата, усиление крайне радикальных движений сможет объединить Россию и Швецию в общей борьбе.
Кроме того, есть и другой немаловажный фактор: народы стран заинтересованы в культуре, истории, быте друг друга. И им есть, чем поделиться. Это подтвердила и сама Линде. Политик напомнила о данных недавнего опроса, который показал, что 75% россиян положительно воспринимают Швецию.
"Это очень позитивно!", – заключила она.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.