Удар по гендерному равенству: Кая Каллас льет воду на мельницу мужского шовинизма

© AFP 2022/ JOHN THYS

Несерьезные комментарии к очень серьезным высказываниям премьера Эстонии Каи Каллас, которая назвала соседнюю Россию "единственным врагом" ее страны.

Необдуманные, агрессивные высказывания премьер-министра Эстонии Каи Каллас в адрес России и экономические проблемы страны дают местным мужским шовинистам основания утверждать, что они были в своих закоснелых взглядах. Женщина не способна руководить правительством, как считают эти отсталые личности.

Они ошибаются – способна и даже может, как доказывает история, быть очень успешной. Но, вероятно, не эта женщина.

Премьер-министр Эстонии, хрупкая, осунувшаяся, изможденная политическими интригами женщина Кая Каллас назвала соседнюю Россию "единственным врагом" своей страны и дала понять, что готова с ней сражаться. Шокированная местная общественность, привыкшая считать, что "врагами" обычно называют тех, с кем воюют, вздрагивает, в ужасе смотрит на восток, где находится огромная ядерная держава, обладающая современной мощной армией, и прислушивается, ожидая услышать грохот пушек и скрежет танковых гусениц.

Волнение общественности понятно – она ни с кем сражаться не планировала, ее неоднократно уверяли, что никакой непосредственной угрозы безопасности страны не существует. А тут вдруг премьер заявляет, мол, "враг", что будем, мол, воевать, уже готовимся. Есть, отчего занервничать. И напрасно.

У эстонского премьера просто искаженные представления о принятом в международной политике лексиконе, о реальности и о самой себе. Войну соседней стране она, к счастью, не объявляла, никаких военных действий не предвидится, нападения не готовятся.

А единственную реальную угрозу безопасности и международному престижу Эстонии представляет собой сама премьер Каллас, слова которой подрывают усилия многих разумных и мудрых людей, всеми силами старающихся снизить напряженность, а заодно и риски того, что война, то есть ядерный апокалипсис, и в самом деле случится.

Так что эстоноземельцам нет никакой нужды искать врагов на стороне, пока их правительством заведуют такого рода "ораторы".

Конечно, образ врага очень полезен как пугало, отвлекающее внимание от более реальных проблем – вроде сумасшедшего роста цен и растущего недовольства населения. Но все же в среде серьезных политиков, дипломатов и военных в таких случаях принято использовать иные слова и выражения: "недружественное государство", "создающая нестабильность страна", "стратегический противник", "потенциальный противник" или вот еще, скажем, "наш партнер", но произнесенное таким тоном, что слышится "подонок, чтоб ты сдох".

А неосторожные выражения и высказывания в адрес других стран в устах глав государств и правительств создают ненужную напряженность и могут привести к неприятным последствиям. Никому от этого пользы нет и не будет. Хотя... Есть все же одна группа неприятных личностей, которым агрессивные и неумные речения женщины-премьера Эстонии только в радость.

Мужской шовинизм торжествует победу и выходит из подполья

Это мужские шовинисты, считающие женщин не способными занимать ответственные посты и принимать продуманные, взвешенные решения. Бывший канцлер Германии Ангела Меркель фактом своего долгого и успешного лидерства, а также европейская политика гендерного равенства способствовали расцвету эмансипации в Евросоюзе (первая успешно, вторая не очень) и фактически загнали мужских шовинистов в подполье. Ныне они из него выходят. Усмехаясь и злорадствуя. Во всяком случае в Эстонии точно выходят.

Да, самое жуткое в списке ошибок Каллас состоит в том, что ее деятельность на посту главы правительства дает основания циничным мужским шовинистам торжествовать победу в давнем споре со сторонниками гендерного равенства.

"Посмотрите на Каллас! – как бы восклицают шовинисты. – А вы утверждали, что женщина способна управлять страной! У нас инфляция самая высокая в Европе, у нас долги растут, у нас скоро русские детские сады и школы начнут с болью и стоном в срочном порядке переводить на эстонский язык обучения!"

Объективности ради надо отметить, что не только Кая Каллас дает шовинистам основания торжествовать якобы очевидную победу их ущербного мировоззрения. Правительства Швеции и Финляндии, решивших присоединиться к военному блоку НАТО после долгих мирных и спокойных десятилетий нейтралитета (пусть формального, но все же), также возглавляют женщины.

Глава кабинета министров Швеции Ева-Магдалена Андерссон стала тем политиком, который решился без референдума (это в Швеции-то, где никогда в современной истории королевства ни один серьезный вопрос не решался без консультации с населением) покончить со статусом неприсоединившегося государства, принесшим ему процветание и солидный международный авторитет.

Ее финская коллега Санна Марин, также без референдума, поддержала странную идею порвать не только обязательства нейтралитета, но и особые, довольно дружественные отношения с Россией. В течение десятилетий обеспечивавшие стране немалую долю доходов и выгодную роль своеобразного посредника между Западом и Москвой. Мягко говоря, спорные решения приняли эти женщины. Что лишь укрепляет позиции мужских шовинистов.

Масштабы ущерба движению за гендерное равенство ужасают

Ну а правительство премьера Литвы Ингриды Шимоните умудрилось за сравнительно короткое время и без каких бы то на это уважительных причин заметно подпортить не только свои, но и всего Евросоюза отношения с Китаем. А недавно чуть не довело до опасного предела отношения с Россией из-за блокады Калининграда.

Осталось еще вспомнить о президенте Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, во время "правления" которой европейский альянс только и делает, что борется с разного рода кризисами. Вероятно, несправедливо обвинять именно фон дер Ляйен в многочисленных проблемах и ошибках Брюсселя, но мужские шовинисты думают иначе.

Сложно сказать относительно результатов руководящей деятельности женщин во всех регионах Евросоюза, но в странах Балтии и в Северной Европе итоги лидерства женщин пока играют на руку шовинистам.

Вполне возможно, что Каллас просто очень сильно переутомилась во время долгих переговоров с лидерами партий-кандидатов на членство в правящей коалиции. Со всеми случается. Устал человек, измотан разработкой интриг и контринтриг, вот и сказанул насчет "единственного врага", не подумав. Или же премьер слишком увлеклась использованием образа врага для оправдания собственных ошибок.

Объяснения при желании найти можно. Но у шовинистов такого желания нет. Воображение и мрачные слухи рисуют нерадостные картины их торжества. На своих сборищах на кухнях городских квартир, в закрытых клубах и на отдаленных хуторах они поднимают бокалы (кружки, рюмки, стаканы) в тостах за победу идеи домостроя. Движение противников эмансипации получило вдохновляющий стимул и набирает силы под лозунгом: "Она ничего не может, не знает, ни к чему не способна!" Под "она" подразумевается любая женщина, занимающая высокий государственный пост.

Гадские шовинисты хихикают и пихают друг дружку локтями, вслух зачитывая в газетных статьях особенно смачные перлы Каллас, подтверждающие их, шовинистов, правоту. "В глазах всего мира мы гораздо больше, чем можно предположить, если судить по численности населения или ВВП", – читают эстонские шовинисты цитату Каллас и регоча, громко обмениваются мерзкими предположениями об истинном подтексте этих слов.

Масштабы произошедшей драмы еще предстоит оценить и взвесить, но уже сейчас можно говорить о сокрушительном ударе по светлому движению эмансипации. Кая Каллас наносит катастрофический морально-психологический ущерб идее гендерного равенства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.